Что нового
Форум Тупа-Германия

Приветствуем вас на форуме Тупа-Германия! Зарегистрируйтесь и станьте членом нашего сообщества! После входа в систему вы сможете участвовать в жизни сайта, создавать свои темы и сообщения, а также общаться с другими участниками через личные сообщения!

  • Политические дискусии на данном форуме разрешены только в разделе о политике https://forum.tupa-germania.ru/forums/politika/ Запрещено оскорблять и разжигать. За это в бан.

Gemeinschatschule - что это за зверь и с чем его едят

  • Автор темы Удаленный 5203
  • Дата начала
У

Удаленный 5203

Часто сталкиваюсь с тем, что, когда говорю про школу, в которую ходят мои дети, люди совершенно не знают, что это такое, что за система и как она отличается от стандартной системы образования в Германии, или от привычной школьной системы стран СНГ.
Для начала я собрала пару ссылок:
Gemeinschaftsschule – Wikipedia

В Баден-Вюртемберге эти школы были одобрены раньше остальных земель и, кажется, и по сей день распространены здесь больше, чем где-либо.
Чтобы не гонять народ по ссылкам, кратко основные особенности:
1. Младшая и старшая школы находятся в одном здании, ученики после окончания 4-го класса, как правило, довольно дружно идут вместе в пятый и далее (ну, те, кто не решил перейти в гимназию, например).
2. Младшая школа не отличается от любой другой младшей школы - детям ставят оценки, задают домашку и т.п.
3. Все интересное случается в средней школе. Нет типичного деления на haupt/real/gymnasium. Все учатся вместе. Какое-никакое деление происходит в 8-ом классе, где у части учеников будут одни предметы, у другой части - другие. Чуть раньше, в 6-ом классе, начинается второй иностранный язык, - для тех, кто настроен на гимназическое образование. Обычно в общих школах дети учатся до 9-го (hauptabschuss) или 10-го (realabschluss) класса. Существуют школы с гимназической ступенью, но редко. В целом после 10-го класса можно либо пойти на gymnasiale Oberstufe (в школах, где они предполагаются), либо в berufliche gymnasium (как после real schule), чтобы получить абитур. И в том, и в другом случае, обучение займет еще 3 года. Еще один вариант - перейти в обычную гимназию, но это только если второй язык был с 6-го класса.
4. Каждый предмет (за редким исключением) можно сдавать на одном из трех уровней (grund/mitte/extra). Преподают предметы всем одинаково, ученик самостоятельно решает на каком уровне делать задания и писать тесты по этим предметам. В 7-ом классе появляется предмет по выбору для тех, кто не взял в 6-ом классе второй иностранный язык (у нас в школе это либо что-то типа домоводства, либо техника), который нельзя потом поменять. Те, кто учит второй иностранный, продолжают его учить, у них выбора нет ;)
5. Домашние задания. В привычном виде их нет. По каждому предмету есть пачки заданий, для того или иного уровня, с дедлайнами по их выполнению. Как, когда и в каком объеме ученик выполняет эту работу, определяет сам учащийся. Для этого у каждого ученика есть специальный дневник, где он расписывает свои планы на неделю, по дням, и потом отмечает, что он выполнил, что не получилось и было перенесено на другой день, и почему.
6. Этот дневник ученик показывает своему коучу. Коучинг проходит раз в неделю и является обязательным. Коуч - не обязательно классный руководитель и даже не обязательно один из учителей, ведущих в классе какой-либо предмет. Это наставник, задача которого посмотреть, где ученик "проседает", а где он крут и, возможно, стоит попробовать свои силы на уровне повыше (если ребенок не на самом высоком уровне еще), - и донести это до ученика и родителей. Он так же помогает в коммуникации ученика с учителями в случае каких-то проблем.
7. Оценок нет. Вообще. Совсем. Если родители очень хотят, им "переведут" успеваемость в привычную балльную систему, но в целом результаты тестов, например, выглядят так: уровень, на который сдавал ученик - подтвержден, находится в "опасности", не подтвержден; каждая из темы теста - прекрасно усвоена, усвоена, требует внимания, не усвоена; комментарий учителя. Результаты за полугодия и год выдаются в виду достигнутого (подтвержденного) уровня + описания учителем сильных и слабых сторон ученика по данному предмету. Помимо этого, итоги включают комментарии коуча о софт-скиллах ученика (взаимодействие с другими учениками, с учителями, включенность в процесс, мотивация и т.п.) Считается, что во взрослой реальной жизни человека никто не будет оценивать школьными оценками, его будут оценивать по другим критериям.
8. Классы довольно небольшие, 17-19 человек в среднем. Классы в параллели стараются объединять для того, чтобы не было нездоровой "конкуренции", - у них полно совместных активностей, проектов и выездов.
9. Существуют "квартальные" разговоры (хотя я бы их скорее назвала полугодовыми). Родители встречаются с коучем (не с классным руководителем!) ребенка напрямую. Ребенок присутствует при встрече. К такому разговору оба - ребенок и коуч - готовят специальные листы по теме учебы, социализации, и т.п. Ученик и коуч размещают (независимо друг от друга) на шкале от 1 (плохо) до 10 (хорошо) разные метрики (например, для социализации - "общение с учителями", "общение с учениками", "готовность помогать", "готовность принимать помощь", "работа в группе"). Ребенок оценивает сам себя, коуч - ребенка. На разговоре они сравнивают результаты и обсуждают расхождения. Коуча интересует мнение родителей, насколько хорошо или плохо чувствует себя ребенок в коллективе, есть ли какие-то проблемы, о которых ему (коучу) неизвестно, есть ли какие-то вопросы или просьбы.

Это если очень коротко и по ключевым моментам. Как живется в этой системе моей старшей дочери и буду ли я отправлять туда же младшую - расскажу в дальнейших постах, если интересно.
 
  • 👍
  • 😍
Реакции: 19 users

TeleDoc

Участник
Сообщения
9 831
Как живется в этой системе моей старшей дочери и буду ли я отправлять туда же младшую - расскажу в дальнейших постах, если интересно.
Обязательно, очень интересно.
 
  • 👍
Реакции: 10 users

Aleksa

Осваивается
Сообщения
241
спасибо большое!!! Очень интересная, важная и нужная информация лично для нашей ситуации! Как раз пытаюсь понять «что это за зверь»? Рассказывайте дальше!
 
У

Удаленный 5203

Вот, старшая пришла со школы, значит, могу продолжить.
Да, они порой заканчивают довольно поздно (в 15-16 часов, учитывая, что в школе они с 8 утра), это не значит, что все это время они впитывают знания, это значит, что в эти дни у них много Lernzeit. Lernzeit - это время самообучения. Предполагается, что именно в эти слоты ученики делают большинство заданий из тех самых папок. Потому что у них тогда есть "помощь зала" (то есть можно попросить объяснить материал более успевающего ученика) и учителя. Учителя меняются, например, с ними может сидеть учитель английского, но это не значит, что дети обязаны заниматься в этот час именно английским, просто у них есть возможность проконсультироваться по предмету. Вот так, например, выглядит расписание в 7-ом классе, LZ на плане - это как раз Lernzeit:

stundenplan.JPG

Отсутствует химия, ее обещают начать либо во втором полугодии, либо в 8-ом классе. Насколько я понимаю, - проблема с учителем (прошлый ушел, найти пока не смогли). Но я так понимаю, что тут от школы к школе вообще разнится, когда начинается этот предмет.
AES - это как раз домоводство (дети изучают там ведением домашнего бюджета, полезные продукты, готовку, планирование покупок и т.п.)
Te - технология (шлифуют, строгают, рубят, мастерят...)
F - фразцузский
IT - информатика, обычно класс делят пополам и у половины - лернцайт, у другой - урок, на следующий раз - наоборот. Если болел в очередь своего урока, можно, разумеется, пропустить лернзайт и идти заниматься информатикой.
Ge - история, Geo - география. В теории чередуются, на практике учитель решила, что в этом полугодии они пройдут программу истории за год, в следующем - программу географии.
Reli - религия
Eth - этика
WPS и WBS - это такие звери, которые мало поддаются моему пониманию. Одно из них - про социальные нормы (в то время как этика затрагивает более абстрактные и философские вопросы), второе - это дискуссии о праве.
Gem - это Gemeinschaftsgrunde, в целом что-то вроде классного часа, но не совсем, ребята обсуждают там проблемы, строят социальные взаимоотношения в классе и так далее. А иногда, по признанию ребенка, просто заменяют все это на Lernzeit


Легко ли планировать свое время для учебы? Вообще не легко. Особенно подростку. Особенно, если кругом столько всего прекрасного и интересного, и инстаграм/тик-ток/ютюб сами себя не посмотрят. И друзья сами себя не пообщают. И маме можно навешать лапши, что сделал все в школе на LZ. Но - только до следующего коучинга, где все тайное становится явным. В целом, я считаю, что практика отличная. Даже в сложный переходный возраст и в целом непростой период для моих детей (развод родителей, переезд...) у дочери нет особых проблем с планированием. Я уже замечаю, что она старается, например, по-максимуму разгрузить вторник, потому что знает, что у нее после уроков еще и дополнительный немецкий 1.5 часа, и она будет уставшая и ей будет не до чего. И судя по тому, что гигантских срывов сроков по заданиям у нее нет, планирование ей в целом удается неплохо.

Сложно ли жить в системе без оценок? Непросто. Потому что нет четкого понимания, насколько все хорошо или плохо. Но тут, надо сказать, учителя еще стараются ничего плохого не писать, а находить что-то хорошее. И за подбадривающим комментарием вроде "в следующий раз получится гораздо лучше" можно не заметить вовремя проблему. Еще сложнее мотивировать ребенка переходить на более высокий уровень. Зачем, если можно сдавать все на G-уровне и не напрягаться? Пятый класс дочь закончила, получив все G, кроме математики (E), английского (Е) и информатики (M). Сейчас у нее почти все на уровне М (английский в седьмом классе на E она с наскока не потянула, но сейчас появился потихоньку азарт начать писать тесты на E), математика и информатика на E. Самым большим достижением считаю M уровень по немецкому и биологии. Но убедить ее, что она СМОЖЕТ, было тяжело, и тут моя благодарность ее коучу, которая провела потрясающую работу!

Коучинг - полезно или нет? С моей точки зрения, полезно. Главное, что у коуча нет задачи показать ребенку, что тот делает что-то не так или что он недостаточно хорош. Коуч отмечает, в чем проблема, и предлагает пути решения. Он всегда на стороне ребенка. Например, последняя запись в дневнике от коуча гласит, что коуч поговорит с учителем биологии, чтобы моей дочери разрешили пользоваться переводчиком с русского на немецкий, потому что ей довольно сложно было описать функции костей человеческого скелета, не владея языком на необходимом уровне. До этого коуч подходила к учителю английского и просила поменять местами LZ и английский (поскольку учитель по английскому сидит на этом LZ), чтобы моя дочь могла иногда пораньше уходить из школы и у нее было время отдохнуть перед занятиями немецким (и да, занятия поменяли местами!) На квартальные разговоры я иду вообще без волнения (и ребенок тоже), зная, что мне там дадут конструктивную обратную связь, а Лиса знает, что ее не будут там ругать.
 
  • 👍
  • 😍
Реакции: 14 users

Rei

Участник
Сообщения
1 441
Звучит очень привлекательно, я бы, пожалуй, хотела такую школу дочери.
Интересно, как дети после окончания таких "общих" школ переходят в школы следующего уровня для получения абитура. Нужно ли туда сдавать экзамены (оценок успеваемости же нет)? Как дети справляются с дальнейшей учёбой, где оценки опять появляются?
 
  • 👍
Реакции: 2 users
У

Удаленный 5203

Звучит очень привлекательно, я бы, пожалуй, хотела такую школу дочери.
Интересно, как дети после окончания таких "общих" школ переходят в школы следующего уровня для получения абитура. Нужно ли туда сдавать экзамены (оценок успеваемости же нет)? Как дети справляются с дальнейшей учёбой, где оценки опять появляются?
При переходе в другую школу оценки переводятся в привычную систему. И я так понимаю, что в 9 и 10 классах оценки тоже в каком-то виде появляются
 
  • 👍
Реакции: 5 users

Boris

Участник
Сообщения
16 770
Просто супер! Очень круто на самом деле.
Я бы сказал "Первым делом, первым делом человек(и) (все вот эти WPS, WBS, GEM, коучи вообще подход!), ну а знания, а знания - потом!"
И это просто замечательно! (y)
Знания никуда не денутся, всегда можно нагнать/добрать, а вот стать или не стать хорошим/воспитанным человеком, это намного важнее и шанс на это есть именно в школьное вермя.
 
У

Удаленный 5203

а знания, а знания - потом!"
Не, ну знания у них тоже на приличном уровне. Я вот себя помню, мы в 7 классе как-то биологию прямо со скелета, суставов, мышц и тп человека нн начинали, и тем паче не учили, как это называется и не описывали функции того-сего...
И с математикой все ок. И английский - хорошей базы в русской школе хватило на 2 года, когда ребенок получал Е чисто нахаляву. В этом году не прокатило, приходится и на М попотеть...
 
  • 👍
Реакции: 4 users

Boris

Участник
Сообщения
16 770
Не, ну знания у них тоже на приличном уровне.
Вы меня не так поняли. Я имел ввиду, что то, что у них сдвинуто по времени, химия та же - никуда не денется. А вот то чему их учат с самого начала, ну нас многому из этого в школе вообще не считали нужным учить. Я бы даже сказал ровно наоборот.
 
У

Удаленный 5203

Вы меня не так поняли. Я имел ввиду, что то, что у них сдвинуто по времени, химия та же - никуда не денется. А вот то чему их учат с самого начала, ну нас многому из этого в школе вообще не считали нужным учить. Я бы даже сказал ровно наоборот.
Я, честно говоря, не знаю, насколько предметы отличаются от общепринятых в немецкой школьной системе. Возможно, кто-то из форумчан может сказать, есть у них такие или нет (думаю, что должны быть?..)

Спросила вчера у Василисы, лучше или хуже такая система, чем та, в которой она училась в начальной школе. Дочь ответила, что в целом ей нравится больше, и особенно коучинг - классная тема, очень полезная (коуч еще иногда может предложить пойти, например, к школьному психологу, если считаетс, что в этом есть необходимость, - но, разумеется, только предложит. Лис ходила вот 2 года, например), но без оценок очень сложно от теста до теста ориентироваться. И если б оценки ставили за листы заданий, было бы проще. А вот уровни мотивируют, и у нее лично есть теперь цель все предметы вывести на Е.
 
  • 👍
Реакции: 9 users

Чайхана

Новичок
Сообщения
12
Поделюсь опытом с восточной земли.
ходим такую школу. с 7 класса идет разделение по основным предметам - детям дают задания по уровням: гимназиальный или реал (теоретически можно и хаупт, но на него нет запроса от родителей). но все довольно гибко. н-р, ученик может получать задания по нем на уровень выше, а по мате уровень ниже и т.д. решающее разделение на уровни происходит в 9 классе, с предварительными собеседованиями в 8, учитывая пожелания родителей и ребенка, рекомендацию учителей.
в нашей гемайншафтшуле есть Gymnasiale Oberstufe, поэтому в 10 классе ученики учатся либо в 10 Реал или в 10 Gym. Oberstufe.
не основные предметы, типа спорт идут совместно всегда.

нюансы конкретно нашей школы:
- с 1 кл по 12 (в нашей земле 12-летнее школьное образование)
- переход с 4 кл в 5 соответственно безболезненный, без всяких доп тестов и разделений. Всем потоком идут в 5 класс
- раздельные уровни дают с 7 класса. переход внутри уровней гибкий, учителя дают шанс каждому. на практике в зойгнисе оценки также разные, н-р "2 уровня реал" или "3 уровня гимназии". помечаются коды, внизу расшифровка. (если честно, мне самой потребовалось время "въехать" в кодировку оценок)
- Gymnasiale Oberstufe в нашей школе было не сразу, квалифицировалась школа несколько лет назад. При нашем поступлении в 2017 году, этого уровня не было. Соотвественно, первый выпуск 12-классников только в этом 2022 году.
- наша школа считается приват, т.е. anerkannte Gemeinshaftsschule in freier Trägerschaft. Т.е. с помесячной оплатой, которая высчитывается и корректируется каждый год на основе дохода родителей. По контракту минимум 100 евро/мес, но по отзывам родителей не дороже 400. на второго и последущего ребенка скидка.
- т.к. школа хоть и приват, учимся в соответствии утвержденой учебной программе нашей земли.
- доп "плюшки" за деньги родителей - углубленный англ, многие предметы билинвал нем-англ, или только на англ. Монтессори в начальной школе и усиленная дигитализация с 5 класса - покупка айпада за деньги родителей со скидкой от школы и Medien-Bildung стало чуть ли не самой важной концепцией школы.
- немного вольности и гибкости присутсвует в расписании и в неосновных предметах, типа походы Waldtag по пятницам, Personal Coaching, менторство в домашке и т.п.

Из-за ковид-опыта и вопроса дигитализации школ, спрос на места в нашу школу стал вдруг очень высоким, т.к. действительно наша школа была лучше подготовлена технически и с навыками учителей. И это несмотря на то, что школа не супер известная, располагается в неприглядном помещении (ранее на момент нашего поступления делила место с беруфшуле) и только недавно стала школой полного цикла с 1 класса до Абитура.

Заметила по отзывам на род собраниях в школе и в садике (у меня еще есть младшие), спрос на такой тип школ в целом вырос. Родители говорили, что выбирали между гимназией или гемайншафтшуле. Снижение уровня нервотрепки из-за оценок стал решающим в пользу гемайншафтшуле. А в садике нам всем настойчиво вручали флайеры от евангелич. (также частной) гемайншафтшуле и приглашали на собеседование, упирая на факт, что они совсем скоро получат квалификацию на Гимназ. Оберштуфе. Другая гемайншафтшуле поблизости с уклоном на Монтессори, пока только до 10 класса, также говорит, что скоро расширятся до 12 класса. В общем, за эти годы я вижу тенденцию, что такой тип школы становится достойной альтернативой гимназии. Из своего опыта рекомендую такой тип школ, особенно для новоприбывших.

п.с. на форуме была зарегистрирована, периодически читала, даже что-то писала, но аккаунт похоже удален, т.к. давно не пользовалась. буду рада участвовать в беседах, за чашкой чая... :)
 
  • 👍
Реакции: 6 users
У

Удаленный 5203

Так получилось, что мы переехали в другую землю, и хотя в Rheinland-Pfalz тоже есть Integrierte Gesamtschule (что не вполне то же самое, но близко), ближайшая от нас находится очень и очень далеко.
Поэтому старша дочь перешла в Realschule Plus (в виду того, что не брала французский как дополнительный язык в 6 классе).
Итого мы пережили трансфер из общей школы в школу "реальную".
Я, конечно, переживала, как оно пройдет. По всем предметам выставили оценки (осуществили так называемый "перевод"), и, что удивительно, бывало, что предмет дочь сдавала на уровень Е, например, а оценка "3", а другой предмет на уровень М, а оценка "2". Странное дело! Поэтому да, прозрачность несколько отсутствует, и по подтвержженным уровням нельзя точно сориентироваться, какая общепринятая оценка было бы в другой школе.
Сам переход прошел довольно гладко, никакого сопротивления у ребенка возвращение к привычной системе не вызвало. Да, задания теперь нужно делать на когда задано, а не как сама спланируешь, но в целом подростку с ленцой это, наверное, даже на руку.
Как бы то ни было, я рада, что такой опыт у нее был, и уверена, что он ей много дал.
 
  • 👍
  • 😍
Реакции: 4 users
Верх