Добрый день!Тут многобукф, потому как это совсем не тривиальное занятие.
Мой супруг получил голубую карту и мы решили переезжать в Берлин на нашей машинке, т.к. с ней нам когда-то очень повезло: дизель вольво ХС60, 2010 года, до нас 1 владелец, двигатель 2.4, в общем машинка хороша как для города, так и для путешествий.
Сначала я прошерстила все возможные форумы и обсуждения, потому как это недешевый процесс и лучше к нему подготовиться основательно.
Мы не смогли снять авто с учета в РФ, потому как с нас начали трясти документы, доказывающие наше проживание в другой стране, а этого мы им предоставить не могли, но это другая история и как мы ее решили - другой разговор. В общем, поехали как есть на московских номерах с ПТС, СТС и зеленой картой на 4 месяца.
Для начала мы наведались в ближайший офис TÜV, однако там нас развернули в первые же 5 минут со словами: "извините, мы не делаем тех бумаг по параграфу 21 как вам надо, поэтому вам надо в другой ТЮФ или же ДЕКРУ". Я уточнила любая ли ДЕКРА подходит (да, любая) и мы рванули в ту, которая у нас в 10 минутах пешком от дома. Район Райникендорф.
Тут оговорюсь, что наша вольво была собрана в Бельгии для европейского рынка, а посему у нее на внутренней боковой стороне задней двери есть Fahrzeug Typenschild (фото из гугла), вариации внешнего вида возможны). А значит, что по закону вы можете поехать к своему дилеру марки и попросить СоС сертификат. Это сертификат соответствия, из которого по идее (в РФ) пишут данные в ПТС. И в Германии каждому покупателю нового авто эту СоС дают бесплатно.
Но я не очень внимательно прочла статьи на эту тему и решила, что если у нас есть этот Fahrzeug Typenschild, то можно и без СоС бумаги ехать и просить осмотр на соответствие параграфу 21.
Итак, мы приехали в ДЕКРУ, но нас наотрез отказались принимать без СоС бумаги, говоря, что нам надо ехать к дилеру и просить СоС, платить за нее €200 (!) и только потом они нас примут. Попрепиравшись с ними минут 10, я очень не хотела платить еще +200 за эту бумагу и потому решилась и сказала: "вы знаете, я прочитала на сайте Zulassungsstelle, что если у нас есть Fahrzeug Typenschild и авто было собрано в ЕС, то нам не нужна СоС бумага". Они враз замолчали, потом долго спорили между собой и потом... та-да! Приняли нас. (Меня разочаровали немного немецкие бюрократы, т.к. услышав "волшебное слово", они сразу забили на все свои предыдущие требования).
Я никогда не забуду выражение лица механика, который, попросив документы на авто, увидел ПТС на русском. Он долго выяснял когда авто было сделано и впервые куплено, а также когда мы его купили. Затем мы примерно 2 часа наблюдали через стеклянные стены как тестируют нашу машинку, а затем этот механик выдал нам много-много бумажек голубого цвета, где было жирным шрифтом написано §21. Заплатили €207.
Далее, через пару дней мы поехали на таможню. Выяснили, что в Берлине тем, что нам надо занимаются всего 2 отделения таможни: (мы ездили в тот что на Hellersdorfer Weg 35), они оба работают с 7:45 до 16:00.
Zollamt Dreilinden
Potsdamer Chaussee 62, 14109 Berlin
030 8169990
и
Zollamt Marzahn
Hellersdorfer Weg 35, 12689 Berlin
030 936460
Там нас ждал сюрприз: т.к. мы приехали не на транзитах, а на реальных номерах, с нас попросили заплатить максимальный дорожный налог, возможный для нашего типа авто (дизель же!), что составило €901. Также таможенник раза три повторил, что эти две бумаги терять нельзя и как только мы поставим авто на учет, можно отправлять запрос на full refund. А вот если бы мы были на транзитах, то таких платежей не нужно было бы делать (тоже слова таможенника).
Далее ему понадобились переводы ПТС и СТС, он снял себе копии, проверил, что муж - владелец авто 6 месяцев до первого въезда в Германию. Сам заполнил форму 0350 (немецкие коллеги мужа растерялись, увидев эту форму и мы не стали заполнять сами). Затем он сходил и осмотрел машинку, сличил VIN, поизучал ее со всех сторон минуты 3, заполнил нужные нам документы и отпустил с миром.
Далее мы довольно быстро сделали страховку через хук, который также посоветовали коллеги, как самый дешевый. Делали лично в их офисе. Выяснили такие подробности: ОСАГО в Германии покрывает только стоимость лечения, т.е. людей, а вот КАСКО уже занимается повреждениями авто. Мы решили сделать teilkasko (частичное каско). Наша вольво (2010г.) + стаж мужа 8 лет + супруга (я) + "открытая страховка", т.е. можно давать авто друзьям + страхование за рубежом + мы указали, что в год ездим около 30 000 км (ну много мы путешествуем, да) + адвокат в случае чего = €1470 в год (плюс минус пару евро). Мы вздрогнули и решили платить по 6 месяцев, а можно и по 3. А вот тут выяснилось, что за этот год нам надо будет заплатить всего около €248 потому что в Германии год считается с января по январь, а от 2016 года осталось всего-ничего.
Мадам, оформлявшая документы, сказала, что деньги снимутся через 2-3 недели, но ездить можно с сегодняшнего дня. Еще выделила ярко номер брони для Zulassungsstelle. Т.е. в тот момент мы не заплатили ни цента.
И тут я обнаружила, что ближайший термин в Zulassungsstelle через 2 месяца!.. А также немецкие коллеги мужа пояснили, что всем этим занимаются мелкие конторки, которые берут за свои услуги около €20, при этом у них выкуплено много терминов на нужные им даты, так что проще всего идти в одну из таких конторок.
Я нашла ту, что была в 15 минутах ходьбы от дома и мы пошли туда, прихватив все документы. Сотрудник оформил все быстро, посмеялся над тем как мы выбирали номер авто, собрал все (переводы ПТС, СТС, документы из таможни, из ДЕКРы, номер брони страховки), забрал паспорт мужа (!!!), хотя мы пытались его уговорить на копию, но он выдал, что в ведомство нужны оригиналы. Не взял оригиналы ПТС и СТС, но взял переводы. А также дал заполнить бумажку на согласие снятия дорожного налога. Мы ушли.
Через 2 суток он позвонил и сказал, что нужно принести ему оригиналы и номера. Принесли.
Через еще 2 дня он позвонил и сказал, что все документы у него и можно забирать. За все он попросил €119. Выдал нам Teil1, Teil2, зеленую наклейку, номера и, что самое интересное, он отдал нам наши старые номера, ПТС и СТС где стояли какие-то печати и отметки! На самих номерах rus было затерто, впрочем как и номер региона - так затирали, что почти до дыр. Нам сказали, что ТО тут делается 1 раз в 2 года, наклейка об этом была уже на месте, как и наклейка с указанием земли (этот номер вешается назад).
Еще он сказал, что дорожный налог снимется в течение 2х недель. И очень удивлялся, что оригиналы документов ему вернули, несколько раз сказал как это необычно.
Вот как-то так. Теперь мы собираемся ехать писать заявление на возврат тех самых €901. Хочется надеяться, что с этим не будет таких приключений. А еще нам предстоит купить новые держатели для номеров, потому что в Германии номера вставляются, а не прикручиваются и российские держатели очень хилые для этого, поэтому мы номера на всякий случай приклеили на скотч , но это буквально на пару дней. Также предстоит менять резину на зимнюю, а это, по нашим параметрам, встанет в примерно €400 (шины для SUV: B-C 71db Пирелли или Nokian).
UPD 2017:
1. Деньги нам вернули переводом на счет в €886 - за что-то там еще сняли доп.сумму.
2. На шиномонтаж тоже нужен термин! Блин... в итоге колеса + монтаж обошлись нам в €550.
3. Держатели для номеров можно купить в любом авто-магазине.
4. Налог за наш авто, обычный, заплатили - €364.
Спасибо за подробный рассказ!
Я понимаю, что с 2016 года очень много времени прошло... но мы сейчас через ту же процедуру проходим в Берлине...
И обнаружилась проблема: машина ауди евро 4 2011 года. При попытке пройти TUV нам сказали, что если евро 4, то первая регистрация должна быть не позднее 2010 года, т.е. как бы наша машина слишком молода для евро 4 и они не могут дать нам пройти техосмотр.
Может быть, кто-то сталкивался с таким и знает, как с этим быть?