Настала моя очередь рассказать о получении национального немецкого водительского удостоверения. На самом деле процесс еще не закончен, но уже сейчас можно подводить предварительные итоги.
Если быть совсем точным, речь пойдет не о получении, а о замене российского на немецкое.
Германия, земля Baden-Württemberg, города Heidelberg и Mannheim, время август 2019 – январь 2020го.
В Германию я приехал в конце июля 2019 года и поселился в Heidelberg’е. Я точно знал, что мои российские права действительны только шесть месяцев, и что мне нужно заменить их на немецкие. Спасибо Интернету вообще и сайту tupa-germania.ru в частности – процедуру замены и примерную стоимость я себе представлял. Поскольку мы (моя семья) предполагали постоянно пользоваться автомашиной, то к концу января 2020 года немецкие права у меня уже должны были быть на руках. К сожалению, я несколько недооценил необходимое время, поэтому первый совет – если не хотите, чтобы у вас появились «дыры» в праве на управление – беритесь за процесс замены с первых же дней пребывания в Германии.
Немецким языком я не владею практически совсем, хотя и сдал экзамен на уровень А1. Но для настоящего разговора это не просто недостаточно, это вообще ни о чем.
Август пролетел в оформлении страховок, получении вида на жительство, разбирательстве с работой… За поиск автошколы я взялся лишь в конце августа. Несмотря на рекомендации – искать немецкие я потратил около недели в поисках если не русской, то хотя бы с русскоговорящим инструктором. Не нашел. Хочу обратить внимание, что электронная почта, судя по всему, в Германии особой популярностью не пользуется. В среднем на десять моих отправленных писем отвечали на одно. В конце концов я нашел автошколу, которая, судя по сайту имела большой опыт работы с иностранцами. Хотя русского там и не было, но я все же решил к ним обратиться. Школа находилась в Mannheim’е, но меня это не смущало – расстояние около 30 километров по шоссе, а автомашина у меня была. В начале сентября 2019 года договор с автошколой был заключен (спасибо жене, которая поехала со мной и провела все переговоры на немецком). Сразу же заплатили 288 (здесь и далее я буду давать суммы с точностью до евро отбрасывая центы) евро, получив подписанный договор, код доступа к программе изучения экзаменационных билетов, инструкцию по порядку оформления документов и рекламу курсов первой помощи. Забегая вперед, скажу, что, если меня попросят порекомендовать автошколу – я разведу руками и отвечу: «ничего не могу посоветовать». Не потому, что школа плохая, а потому что я получил меньше, чем рассчитывал.
Первое, что мне нужно было сделать – пройти курс первой помощи, сфотографироваться и пройти тест у окулиста. Все это можно было сделать по адресу, указанному в рекламе. Одна проблема – исключительно немецкий язык. Я снова принялся изучать Интернет и понял, что курсы на русском языке в Германии, мягко говоря, непопулярны. Фактически единственные, которые я смог найти, находились в Мюнхене и проводились раз в две недели. Пришлось идти на те, рекламу которых мне дали.
Ребята, которые проводят курсы, очень дружелюбные и веселые, их совершенно не смущает незнание немецкого языка мною. Очень похоже, что к ним приходит много иностранцев. В день, когда я пришел, собралось около 40 (или 50, уже не помню точно) желающий. Нас разделили на две группы… Впрочем не важно. Курсы очень интересные, даже несмотря на то, что я понимал я лишь плакаты, жесты и практические занятия. 37 евро, один выходной, и я стал обладателем сертификата о прохождении курсов, набором фотографий, заключением о состоянии зрения. Вообще-то я еще на парковку потратился, так как приехал на своей машине, курсы также были в Mannheim’е… но это косвенные расходы, и я их учитывать не буду.
Теперь требовалось сделать перевод моих водительских прав на немецкий, и получить подтверждение, что российская категория В соответствует немецкой. С этой целью я обратился в ближайшее отделение ADAC, заплатил 55 евро, подождал около 3 дней и документ с логотипом ADAC был у меня в руках.
Параллельно, я установил на смартфон программу для изучения экзаменационных вопросов, включил русский язык и приступил к изучению. Тут стоит сделать небольшую ремарку. Свое российское водительское удостоверение я получил в 2000 году. Однако регулярно управлять автомашиной начал только где-то в 2007ом. Общий пробег у меня составлял около 200 тысяч километров.
В целом ответы на билеты были мне понятны и легко ложились на мое понимание правильного и безопасного вождения. Из общего количества чуть более одной тысячи заучивать пришлось что-то около ста пятидесяти – содержащих различные числа, эксплуатацию прицепов, легких грузовиков и кое-какие местные особенности. Учился я практически только по программе, время от времени проясняя для себя тот или иной момент поиском в Интернете, в частности, задавая вопросы на форуме сайта tupa-germania.ru.
Хотя еще на этапе заключения договора с автошколой мне было сказано, что на мои вопросы по электронной почте будут отвечать, по факту охотно отвечали только на организационные. Два вопроса по правилам были фактически проигнорированы, после чего я перестал «пытать» школу на предмет теории.