Что нового
Форум Тупа-Германия

Приветствуем вас на форуме Тупа-Германия! Зарегистрируйтесь и станьте членом нашего сообщества! После входа в систему вы сможете участвовать в жизни сайта, создавать свои темы и сообщения, а также общаться с другими участниками через личные сообщения!

  • Политические дискусии на данном форуме разрешены только в разделе о политике https://forum.tupa-germania.ru/forums/politika/ Запрещено оскорблять и разжигать. За это в бан.

Высшее техническое образование в Германии изнутри

SimRe

Участник
Сообщения
3 681
Дисклеймер
Подход к образованию несколько отличается в различных университетах. На востоке Германии он ближе к российскому, на западе дальше. Более того, каждый университет индивидуален. И это не смотря на то, что в Германии существует давняя традиция, заключающаяся в том, что человеку закончившему данный университет, или защитившему там кандидатскую, невозможно стать в нём профессором. По-умолчанию, считается, что профессор должен был отучится в другом университете, что бы принести свежий взгляд на проблемы образования.

Описанное здесь это прежде всего мой личный опыт, как преподавателя и научного сотрудника бременского университета, и опыт моих коллег, закончивших Ганноверский и Дрезденский университеты.

Экзамены
В российских вузах наиболее распространены устные экзамены, человек получает билет с двумя-тремя вопросами курса, готовит билет и идёт беседовать с экзаменатором, который индивидуально решает какие дополнительные вопросы или задачи задать. В Германии гораздо обычнее письменные экзамены, на которых нужно решать задачи или доказывать теоремы.

Устные экзамены гораздо реже и встречаются чаще на старших курсах. На устный экзамен обычно выделяется 20 минут. Каждый студент получает индивидуальный слот времени, к которому и приходит. У нас, в институте теоретической электродинамики, первый устный экзамен случается на 4ом году обучения. Студенты страшно волнуются. Перед началом экзамена нужно спросить "Считаете ли вы, что вы в состоянии сдавать экзамен? Вы нормально себе чувствуете, не больны ли вы?". Некоторые студенты приходят белее снега от страха, некоторые отказываются. Я помню студента в практически полуобморочном состоянии -- ноги не идут, руки трясутся; он отказался сдавать экзамен, сказал, что нет, он не в нормальном состоянии. И это не что-то сверхординарное, на каждом устном экзамене несколько студентов пребывают в таком состоянии. Экзаменатор обязан спрашивать вопросы по всему курсу, естественно, что при таком подходе дать сложные задачи или доказательства невозможно. Я обычно даю пару очень простых задачек, а в остальном спрашиваю определения и задаю простые вопросы на понимание рассмотренных в курсе схем или методов измерения. На экзамене обязательно присутствует протоколист, обычно аспирант кафедры, который записывает заданные вопросы и очень кратко делает пометки об ответе студента. Это нужно для возможных разбирательств, если студент решит, что оценка несправедлива. Такие случаи довольно редки, но всё же встречаются. После разговора, студент выходит из комнаты, и экзаменатор с протоколистом решают, что поставить. Протоколист очень важный человек! В большинстве случаев, как только закрывается дверь, экзаменатор обращается к нему с вопросом "ну, что будем ставить?". Т.к. именно протоколист может прикинуть, сколько процентов ответов были правильными, существует ключ, который связывает процент правильных ответов и оценку.

Помню свой первый экзамен в Германии, где я был в роли протоколиста. Студент на первый же вопрос сморозил несусветную чушь. После того, как дверь за ним закрылась, я вскипел "зачем мы разговаривали с этим балбесом 20 минут? Если человек не знает Х, его же сразу можно слать на пересдачу!". Профессор пояснил, что в Германии так нельзя, экзаменатор именно, что обязан, спросить вопросы по всему курсу. Я привык к другому, в Москве, устный экзамен часто проходил как блиц опрос. "Как X зависит от Y?" "..." "До свидания", и только в случае положительного ответа, экзамен продолжался.

О письменных экзаменах, я не имею собственного опыта, но насмотрелся на коллег, которые их проводят. Здесь как и в России, иногда разрешают пользоваться литературой, иногда нет, зависит от экзаменатора. Очень большим отличием является отношение к списыванию. Сами билеты охраняются до экзамена как большая тайна, которую студенты пытаются в меру сил своих узнать. У нас были случаи, когда билеты пропадали со стола научного сотрудника. Был так же случай, когда студенты украли билеты через принтер. Дверь в комнату с принтером была не закрыта, а принтер сохраняет данные последних заданий. Какой-то студент распечатал себе таким образом билеты. Мне часто бывает смешно, но народ здесь очень серьёзно подходит к расследованию таких инцидентов. Утечка должна быть найдена! Иногда работа у научных сотрудников прямо встаёт, все пытаются понять, каким образом на этот раз утекли билеты. Последствия для студентов самые серьёзные. На время расследования, подозреваемые отстраняются от занятий. В случае, если доказательства вины будут посчитаны серьёзными, они теряют право дальше учится, по-крайней мере в данном университете. Сейчас у нас идёт разбирательство с пятью, вроде, студентами сдавшими одинаковые решения (с одинаковыми ошибками). Студенты отстранены, с университетом общается их адвокат (sic!).

Модульность
Не знаю, как сейчас, но когда я учился в Москве, у нас было всего пара курсов, которые реально можно было выбрать. Здесь всё не так, студент во многом сам определяет свою образовательную траекторию. Именно поэтому, большинство учится много лет, типичному выпускнику 26-28 лет -- пока себя найдёшь. Когда я приехал работать в Бременский университет, то ко мне заходили люди с другого этажа, что бы убедится, что 28ти летний доктор действительно существует, а я-то всё горевал, что моя защита на год затянулась. Здесь люди долго ищут, что им действительно подходит. У меня был довольно хороший студент, который делал у меня УИР, после успешной сдачи, я спросил его "ну, что теперь диплом?". "Нет", ответил он, "Я с тобой сделал УИР на тему проектирования аналоговых ИС, теперь хочу пойти к вашим коллегам наверху, и сделать ещё один по проектированию цифровых в следующем году, хочу ещё курсы по цифровому дизайну у них взять, что бы обо всём микросхемном хозяйстве иметь представление". В общем они особо не спешат.

Для каждой кафедры (у нас они называются институтами) существует, конечно, набор базовых предметов, для нас, например, нужно сдать "Линейные системы" и "Электродинамику", а также "основы полупроводников", а дальше студент может набрать себе курсов по цифровому дизайну, и вообще не узнать ничего про аналоговые усилители. А может составить себе смешанную программу, добавив туда ещё и чего-нибудь с других кафедр, например, пойти и прослушать курс системного программирования к информатикам. Главное набрать определённое количество "очков". Как набрал, можно делать диплом. Хотя это уже и не диплом, а магистерская диссертация.

Магистры и инженеры
В Германии к болонской системе отношение такое же скептическое как и в России. "Дипломированный инженер" -- это звучит гордо, люди которые успели ими стать обычно гордятся, что они не какие-то там магистры. Помню, сидел с директором дрезденской фирмы и депутатом бундестага. Сначала разговор шёл о том, как спасти атомные станции, потом зашёл о реформе образования. "Моя дочь будет учится только в TU Dresden", горячился депутат, "У вас тут можно получить инженера! Все знают, что такое немецкий инженер, во всём мире! А кто такой немецкий магистр? Я хочу, что бы у неё был нормальный диплом". Так осталось и до сих пор, если хотите стать дипломированным инженером, идите в TU Dresden. Это, кстати, реально, один из лучших технических университетов Германии, а жильё там гораздо гораздо дешевле, чем в Мюнхене, где находится другой знаковый технический университет.

Работа во время учёбы
В первые годы обучения студент ещё никому особо не нужен. Многие мои коллеги подрабатывали на младших курсах во всяких макдональдсах и прочих забегаловках. Начиная где-то с 3его или 4ого курса можно рассчитывать найти что-то получше. Во-первых, можно найти студенческую ставку на кафедре. Например, немецкий научный фонд, который даёт гранты научным сотрудникам, очень охотно даёт деньги на студенческие ставки. Считается, что это очень хорошо, если студент будет помогать в каком-то научном проекте. Из-за лени часто никаких объявлений о вакансиях не делают, поэтому хорошо прогуляться по кафедрам и поспрашивать там, нет ли у кого желания взять вас поработать. Если у вас в городе два университета, или неподалёку есть другой город с университетом, можно сходить и туда. Очень часто можно поработать, или сделать УИР и в другом универе. Кроме того, крупные компании часто устраивают стажировки для студентов. Имеет смысл пройтись по сайтам известных фирм и посмотреть раздел careers (обычно бледная ссылка внизу страницы), они чаще всего размещаются именно там. Большинство хороших студентов находят себе работу ещё до защиты диплома, и на защиту приходят их начальники из фирм, где они трудятся или будут трудиться.
 
Последнее редактирование:
  • 👍
Реакции: 14 users

Guten ABEND S0C4

VIP пациент номер ноль
Сообщения
2 788
Очень интересно (y) Для непосвящённых вроде меня - совсем другой мир.

Кстати, помнится, кто-то уже предлагал скинуться на плагин для блогов пользователей ;) Не помню, чем это обсуждение за кончилось.

В последнее время то и дело идёт речь о том, что в России выпускники вузов "уже не те", и мол система прогнила, и дальше всё в том же духе. Подозреваю, что во многом это зависит от того, из каких источников черпаем информацию. Каюсь, негативчиком не брезгую :lol: да и поисковый пузырь фильтров тоже даёт о себе знать. Я понимаю, что в целом по стране и без чётко заданных и поддающихся объективной оценке критериев говорить и сравнивать бессмысленно. Но всё же интересно, каково Ваше субъективное мнение по поводу уровня подготовленности выпускников "в среднем по больнице" в Германии и в России?
 

SimRe

Участник
Сообщения
3 681
Очень интересно (y) Для непосвящённых вроде меня - совсем другой мир.

Кстати, помнится, кто-то уже предлагал скинуться на плагин для блогов пользователей ;) Не помню, чем это обсуждение за кончилось.

В последнее время то и дело идёт речь о том, что в России выпускники вузов "уже не те", и мол система прогнила, и дальше всё в том же духе. Подозреваю, что во многом это зависит от того, из каких источников черпаем информацию. Каюсь, негативчиком не брезгую :lol: да и поисковый пузырь фильтров тоже даёт о себе знать. Я понимаю, что в целом по стране и без чётко заданных и поддающихся объективной оценке критериев говорить и сравнивать бессмысленно. Но всё же интересно, каково Ваше субъективное мнение по поводу уровня подготовленности выпускников "в среднем по больнице" в Германии и в России?
В среднем в России всё очень плохо, а в Германии хорошо. Но дальше начинаются нюансы. В России всё ещё можно получить хорошее образование сравнимое со среднемецким, а в некоторых местах и лучше, чем средненемецкое. Но общий тренд в России удручающий.
Особенностью РФ ещё является гигантский перевыпуск специалистов. Нас на кафедре микроэлектроники было 60 человек. Российской микроэлетронике такого количества специалистов не нужно. Большое количество студентов идёт в сисадмины, риэлторы, клерки. Был у меня студент-уировец, который мучался-мучался, а на мой вопрос где он собирается работать ответил, что CEO это очень актуально сейчас. На мой взгляд, это очень ухудшает общую атмосферу в учебной группе. В Германии, университет скорее боится выдать свой диплом балбесу. Это потеря лица перед его будущим работодателями. Кто ему диплом дал? В России подушное финансирование, студентов тянут. Была у нас пара студентов, целый год не могли их выгнать. Принципиально ребята ничего не делали. Причём на лекции ходили, но смотрели там мультики в наушниках. Причём не я один им "не ставил", а почти вся кафедра. Университет о репутации своих дипломов вообще не заботится.
 
  • 👍
Реакции: 4 users

Andreas Spiegel

Участник
Сообщения
2 681
Но всё же интересно, каково Ваше субъективное мнение по поводу уровня подготовленности выпускников "в среднем по больнице" в Германии и в России?
За Россию не скажу, а Украина как-то обсуждалась. Мнения разделились и в стане обоих сторон число противников или сторонников не изменилось.
У меня ИМХО такое: Если студенту повезло и его препод не совсем голодый и не дико жадный, то образование и весьма достойное все еще можно получить, увы, но с каждым годом все меньше студентов, готовых "пахать" на гранитом науки и все больше преподов, берущих пример со своих не самых чистых на руку коллег. Не без причин разумеется, в том числе и социальных.
Поэтому случаи "купленного" образования, ИМХО, учащаются, а на выходе имеем "знаек", которые о законе Ома не слышали или о том, что переменный ток в розетке - это синусоида(ну хотя бы в теории).
Увы и ах, мне попадались студенты с примерно такой подготовкой. А вот мотивация уже "у нас" у разных студентов сильно разнилась. От "прокачусь и дальше" до "та не, буду корпеть над книжками и донимать препода".
Разумеется первые на выходе (если добирались каким-то чудом) имели весьма посредственные знания, а вторые устраивались на очень неплохие позиции.
 
  • 👍
Реакции: 2 users

SimRe

Участник
Сообщения
3 681
Продолжу обзор немецкого технического образования важной темой аспирантуры.

Особенности аспирантуры в Германии.
Аспирантура в Германии сильно отличается от англосаксонской школы и ближе к тому, что мы привыкли видеть в России. Я помню забавную сценку на "круглом столе", посвящённом "трендам в инженерном образовании", на одной из конференций. Американский профессор закончил своё выступление словами "главное, чему мы должны научить аспирантов, это учиться самостоятельно". Со своего места поднялся профессор TU München, он весь горел праведным гневом "Не знаю, как там в ваших США, но у нас учиться самостоятельно должен уметь дипломированный инженер. Аспирант должен научится учить других, и самостоятельно проводить исследования". Это действительно так. В США в аспирантуре человек обычно имеет чёткий план, некий набор курсов, которые так же нужно сдать. В общем, аспирантура мало отличается от последнего года обучения магистра. В Германии аспирант имеет в лучшем случае тему, в худшем он должен придумать себе сам, а профессор посмотрит, нормально это или нет. Так же как и в России существует ненулевая вероятность проторчать в университете 3-5 лет и уйти без всяких намёков на диссертацию. Особенно это касается аспирантов, работающих в индастри-проектах, поддержанных BMBF. Программы, похожие, на аспирантуру в США тоже есть, гуглите "structured phd". Но их довольно мало.

Зарплаты.
Аспиранты обычно трудоустроены как научные сотрудники и получают зарплату, а не стипендию. Размер зарплаты зависит от специальности. DFG, немецкий научный фонд, имеет чёткую шкалу в зависимости от направления. Так, инженеры могут получать до 100% ставки научного сотрудника, физики 75%, биологам нужно довольствоваться 65%. Научный сотрудник это TVL-13, где TVL это эдакая общенемецкая табель о рангах для госслужащих. Воспитатели в детских садах, например, имеют TVL-9, а сисадмины в университетатх TVL-12. Конкретный размер зарплаты зависит от земли, можно посмотреть здесь. Почему такая несправедливость? У Степана на сайте есть статья, описывающая миграцию учёного химика, там есть такие слова "Для того, чтобы сделать карьеру на химической стезе в Германии, нужна степень кандидата наук (PhD). Иногда даже на самую стартовую позицию берут только «докторов».". Вот в общем-то и весь секрет, как видно у химиков и выбора-то особо нет. А инженер легко найдёт себе работу в отрасли сразу после диплома. Если ему не платить сравнимую с индастри зарплату, то аспирантов-инженеров вовсе не останется. Сравнимость, правда, сильно зависит от земли. Если в Бремене, стартовая зарплата инженера будет даже ниже, чем у аспиранта, то в Мюнхене или Берлине ситуация несколько иная. В зависимости от области знаний DFG рекомендует такие доли ставки.

Виды финансирования.
Тут надо выделить два основных варианта: ваш грант DAAD и собственное финансирование кафедр.
Сначала рассмотрим грант DAAD. Для того, что бы получить его, необходимо сделать несколько вещей. Во-первых, не проворонить сроки. Во-вторых, наладить контакты с каким-нибудь профессором в Германии и написать совместную заявку. Что такое грант DAAD для профессора? Профессор получает аспиранта, который будет работать по какому-то проекту и писать статьи, причём на него не нужно тратить денег из бюджета своей кафедры. Казалось бы благодать, однако не всё так просто. Во-первых, аспиранта нужно обеспечить рабочим местом -- поставить ему компьютер, выделить стол. При этом грант DAAD это только стипендия аспиранта, университет не получает ничего, поэтому и не горит желанием это всё обеспечить. В итоге, всё это придётся изыскивать профессору из своих фондов. Во-вторых, одним из показателей успешности кафедры для университета является привлечение drittmittel -- сторонних средств, т.к. с таких денег часть положена университету на "накладные расходы". Грант DAAD, в этом смысле ничего не приносит. Поэтому вовсе не все профессора горят желанием вообще с ними работать -- время и ресурсы тратятся, а дополнительных "очков" мало. Перед тем, как контактировать с профессором, желательно изучить внимательно сайт научной группы, его персональный сайт, что бы выяснить работают ли они вообще с такими грантами. Впрочем, если нет, то не факт, что не хотят попробовать. С точки зрения аспиранта, DAADовская стипендия тоже не так уж и велика. Особенно это касается инженерных наук, где традиционно аспирантам дают 100% TVL-13, это совсем другие деньги -- минимум в два раза большие.

В большинстве руководств по поиску аспирантуры пишут, что нужно отсылать CV даже в случае, если никаких вакансий нет. Это абсолютная правда. Вывесить вакансию на сайте университета, это длительный бюрократический процесс. Для своего последнего гранта, я это сделал. Процесс от подачи заявки до появления вакансии занял почти пять месяцев. За это время я не только успел уже приватно проконтактировать со своими знакомыми на предмет подходящих кандидатов, но и прособеседовать несколько человек, и в общем уже определиться с будущим научным сотрудником. Через пять месяцев я уже в основном складывал CV в папку "на будущее" и отписывал кандидатам, что прошу их разрешения проконтактировать с ними, в случае появления новых вакансий. Так что, да, просто пишите и спрашивайте. Рассказывайте в сопроводительном письме о своих научных интересах, обязательно указывайте, если уже есть публикации -- это главный плюс потенциального кандидата.

Откуда у кафедр ставки для аспирантов? Есть три основных источника, причём для вашей будущей работы очень важно из какого источника оплачивается ваша ставка.

Во-первых, это внутренние ставки университетов. На них распространяется "закон о науке", который запрещает одному лицу занимать такую ставку более 5ти лет. Причём, зачастую, даже смена университета не сможет обнулить ваш личный счётчик. Эти ставки нужны для защиты диссертации -- защитил, освободи место для другого. На такой ставке, нужно рассчитывать, что учебной нагрузкой вас загрузят по-полной. Это единственная ставка, где это можно делать официально. Работа по такой ставке обычно предполагает, что профессор будет единственным лицом перед которым вы будете отчитываться о своей работе. Обычно график более или менее расслабленный, года четыре можно спокойно сидеть и думать над диссертацией. Кроме того, такими ставками профессора пользуются, что бы делать плавные переходы с гранта на грант для перспективных аспирантов. Хотя, это становится всё труднее, раньше такой ставкой можно было перекрыть 2-3 месяца, теперь университеты принуждают давать их минимум на год.

Во-вторых, это ставки полученные в рамках грантов BMBF. Это самая веселуха. BMBF отдельно университеты не поддерживает, только коллаборации с индастри. Университет получает ставку (ставки) научного сотрудника, оплаченную на 100%, партнёр из индастри ставку или ставки, оплаченные на 50-75%, остальное сам. Эти проекты имеют жесткую дату начала, таким образом, если университет был нерасторопен, вполне возможно, что вы придёте к середине проекта. Главный недостаток таких проектов в том, что можно честно отработать, сдизайнить не одну схему, а в итоге остаться без диссертации, т.к. наука индастри не так уж интересна. Им нужно, что бы летало, ездило и т.д. Кроме того стоит подготовиться к длинным телефонным конференциям без конца и края, пинанию ответственности от одного партнёра к другому. Из плюсов -- хорошее оснащение, денег обычно много; возможность познакомиться с немецкими фирмами изнутри.

В-третьих, ставки в рамках проектов DFG. DFG это немецкий научный фонд, который выдаёт гранты на чисто научные исследования. Какая-то слишком прямая связь с практикой может быть даже причиной отказа -- подавайте в BMBF. Пожалуй одна из лучших возможностей сделать диссертацию в Германии. План научных исследований уже описан в заявке, придерживайтесь его и к концу проекта расширенный отчёт станет вашей диссертацией. В рабочем контракте будут записаны только научные исследования, конечно это не значит, что от учебной деятельности вас совсем освободят, но и "жестить" тоже сильно не будут. Минусом может стать только короткий срок проекта. Пишут-то все на три года, но часто срок сокращают "такую работу можно и за два года успеть". У меня была ситуация, когда я написал заявку, и она не прошла: "слишком много работы для 3ёх лет, не успеете". Исправленную заявку приняли, но сократили до двух лет "озвученный план исследований можно выполнить за 2 года".

Как найти.
В любом крупном немецком городе есть университет, или технический университет. Соответсвенно гуглим сайт университета, ищем информацию о научных группах, занимающихся вашим направлением. Пишем профессорам.
Кроме того, смотрите институты Гельмгольца и Фраунгофера, они тоже берут научных сотрудников с прицелом на защиту.
 
  • 👍
Реакции: 7 users

SimRe

Участник
Сообщения
3 681

Какие нужны документы.

Переведённый диплом о ВО. Я настоятельно рекомендую сделать признание через Anabin. Выглядит гораздо внушительнее, чем просто перевод. CV со списком публикаций. Официальных языковых сертификатов обычно не нужно, просто честно оцените свой уровень языка и укажите это в CV, но если есть тоже отправляйте. Неплохо заранее перевести и школьный аттестат. Как мне сказал мой шеф, хороший человек со школы знает, что ему нужно и учится соответствующе.

Каковы шансы?
У свежего выпускника невелики. А вот если вы годик-два проведёте в РФ, научитесь что-то делать, напишите пару статей в сборниках нормальных конференций, то вы будете уже смотреться повыйгрышней, чем свежие выпускники немецких вузов. Ваши шансы станут очень неплохи. Дело в том, что часто проекты ограничены по времени, и профессору выгодней взять человека, который уже что-то знает, чем свежего выпускника, который ещё учиться будет. Кроме того, если у вас уже есть публикации, то вы не такой уж и кот в мешке. Среди немцев у вас будет не так много конкурентов. Они-то через год-два после выпуска уже устроились, и временная ставка в университете им не так сладка.
Ищите на родине научные группы, которые занимаются наукой. Проверяйте потенциальных научных руководителей по научным базам. Для инженеров-электроников это прежде всего IEEE, постарайтесь превратить свой УИР в статью и всё может получится. Не отчаивайтесь, на одну вакансию аспиранта приходит до полусотни заявок со всего света. Нужно просто быть лучше всех остальных, и всё. Одна научная статья и вы уже в первой десятке кандидатов, один проведённый эксперимент с реальным железом, и уже в первой тройке.
 
  • 👍
Реакции: 6 users

SimRe

Участник
Сообщения
3 681
В следующий раз, я думаю рассказать о том, как проходит защита диссертации в Германии.
 
  • 👍
Реакции: 3 users

Guten ABEND S0C4

VIP пациент номер ноль
Сообщения
2 788
Вывесить вакансию на сайте университета, это длительный бюрократический процесс. Для своего последнего гранта, я это сделал. Процесс от подачи заявки до появления вакансии занял почти пять месяцев.
Это как же надо стараться и сколько инстанций должны быть вовлечены, чтобы затянуть этот процесс на целых пять меяцев...
 

SimRe

Участник
Сообщения
3 681
Это как же надо стараться и сколько инстанций должны быть вовлечены, чтобы затянуть этот процесс на целых пять меяцев...
Я в первые годы после переезда реально офигивал с того, насколько немецкая бюрократия в вузе эффективнее российской. Как всё отлажено. Потом постепенно стал забывать как всё может быть, и вот сейчас уже потихоньку начинает бесить. Она отлаженная, но медленная. Рано или поздно сделают. Немцы очень въедливы в то, как всё сформулированно, и могут долго между собой неспешно переписываться, используя при этом внутриуниверситетскую почту. Один день положили письмо, один день отсортировали, третий день доставлено во входящие, 4-5 дней документ на столе нужного бюрократа. "Нет, так нельзя, может вы переформулируете так", и отложил в почту... Если отслеживать судьбу своего документа, то можно сделать быстро, просто не всегда это так уж надо.
 
  • 👍
Реакции: 3 users

SimRe

Участник
Сообщения
3 681
Немного про защиту

Самое главное отличие от российской защиты это её "домашность". В РФ на защите сидит 20-30 докторов наук из всевозможных институтов, университетов и т.д. Хорошо защитится во многом политика. Ну как, профессор Х не любит профессора Y из-за какого-то спора (научные споры иногда доходят до личностей, сам видел) или "перехвата" финансирования 20-30 лет назад, теперь увидев какое-то отношение профессора Y к аспиранту, профессор Х разнесёт весь диссер. Когда зав.каф. дал в рецензенты такого профессора Y, мой научник задумался, а потом отправил меня к профессору X (которого я тогда вообще не знал лично, а только как автора учебника, который мне тайно нравился больше, чем учебник Y) просить его стать рецензентом ("только не упоминай ничего про Y! Скажи не знаешь пока кто будет вторым рецензентом"). В итоге, правда, все тёрки сгладить не удалось (очень уж многим успел насолить когда-то мой шеф) и один "черный" шар я получил.

В Германии на защите присутствуют 3 профессора, причём все "свои", т.е. знакомые аспиранту. Ведёт "церемонию" профессор у которого аспирант защищается. Понятно, что неожиданностей меньше. "Doktorvater" сам решает кого звать. Другим интересным отличием является то, что по традиции спрашивают будущего доктора только профессора, зал молчит и слушает. В РФ на защите может оторваться любой желающий.

Сама диссертация и презентация по ней отличаются большей "техничностью". Понятное дело, мы инженеры и открытий на нобелевку сделать не можем. Но в РФ приходится усиленно высасывать "научную" новизну. Когда я впервые увидел предзащиту в Германии я был, честно говоря, в шокирован. Подошёл потом к аспиранту и спросил "Н., а где научная новизна то?". Н. удивился. "А какую цель ты ставил? А какие задачи решил? И ты серьёзно думаешь так защититься?". Н. такие вопросы были в новинку.

Я вовсе не хочу сказать что, в Германии хуже само качество работ. Нет, оно в среднем лучше -- в РФ многие совершенно честно докладывают то, что уже в учебники попало, а некоторые "советской закалки" профессора не стесняются того, что не пишут и неохотно читают по-английски. Но как доносить суть своей работы учат точно лучше.

Другим интересным отличием является совмещение защиты с нашим госэкзаменом. Защита делится на две части. Первая это нормальная защита -- доклад, вопросы. Потом "Doktorvater" просит выйти всех, "кто не относится к университету" (обычно это многочисленные родственники, коллеги -- защита часто проходит через некоторое время, когда аспирант уже не работает в универе). И начинаются "Algemeine Fragen" по специальности. Это очень весёлая часть. Аспиранту приходится отвечать на вопросы, которые он благополучно сдал и забыл много лет назад. С другой стороны, это как раз возможность для других аспирантов составить для себя примерный список таких вопросов. Но профессора проявляют изобретательность и почти всегда умудряются задать вопрос, чтобы аспирант "поплыл".

Кстати, в РФ госэкзамен скорее формальность, и никому никогда не придёт в голову спрашивать когда-нибудь у к.т.н. или д.т.н. какую он получил оценку. В Германии оценивается всё выступление и оценка идёт прямо в "Urkunde". И на
1.0 не так уж много народу сдаёт.

Банкет есть и в Германии, но в отличие от типичного российского банкета, где новоиспечённый кандидат должен напоить весь совет, а сам там даже не присутствует, в Германии это праздник для доктора. И безалкогольный в основном (так по бокалу шампанского) -- в Германии вообще практически не пьют в стенах университета. Традиций отмечания много, везде они разные. У нас, в Бремене, кандидат получал "докторскую шляпу", которую ему склеили коллеги, на шляпу приклеивались разные сувенирчики с намёком на события, произошедшие во время его аспирантства. Ну там микросхемка, брелок-ананас (ездил на конференцию на Гавайи -> пицца с ананасами) и т.д. В Ахене на одной из кафедр, доктора сажают в "боленваген" и везут в пивную, его/eё жену/мужа в этот день называют только Frau von Doktor, Herr von Doktor.
 
  • 👍
  • 😍
Реакции: 8 users

predom

Новичок
Сообщения
2
Сама диссертация и презентация по ней отличаются большей "техничностью". Понятное дело, мы инженеры и открытий на нобелевку сделать не можем. Но в РФ приходится усиленно высасывать "научную" новизну. Когда я впервые увидел предзащиту в Германии я был, честно говоря, в шокирован. Подошёл потом к аспиранту и спросил "Н., а где научная новизна то?". Н. удивился. "А какую цель ты ставил? А какие задачи решил? И ты серьёзно думаешь так защититься?". Н. такие вопросы были в новинку.
После прочтения нескольких немецких диссертаций у меня тоже возник такой вопрос. Больше похоже на сборник литературных обзоров и некоторых экспериментов по теме. Чего автор хотел сказать всем этим, осталось за кадром.
Мне мой докторфатер говорит, что ваши исследования / эксперименты хороши, но "что вы сделали для науки?" Эксперименты - это для производства и инженеров, а наука то где?! Речь идет об инженерной специальности. Вот тут я и не могу его понять, вроде работы из уважаемых университетов читал и перечитывал, оценил их уровень и тут такое...
 
  • 👍
Реакции: 1 users

AndreyD

Участник
Сообщения
9 023
Сначала разговор шёл о том, как спасти атомные станции,
О сколько подпольных дискуссий кругом! :lol:

Не знаю, как пропустил этот топик раньше.
Про аспирантуру. Работаю вместе с несколькими немцами, которые Dr., разумеется, все - технари. Узнав, что я ктн из московского вуза, они спросили как это все происходит в России. Рассказал им про диссертацию, как защищается, как это все готовится (рецензии, авторефераты и пр.). Они были в шоке.
А потом я им еще и про диссернет рассказывал :) Не на своем примере, конечно же.
 
  • 👍
Реакции: 2 users

SimRe

Участник
Сообщения
3 681
Они были в шоке.
Да, они удивляются
вроде работы из уважаемых университетов читал и перечитывал, оценил их уровень и тут такое...
Ну сами работы вполне себе в основном, просто автор не облегчает жизнь читателю четко ставя вопросы в своём исследовании. У нас бы завалили бы типичную немецкую диссертацию, а вот наша (типичная нормальная, всякий бред из вузиков не берём) бы здесь прошла.
 
  • 👍
Реакции: 1 users

AndreyD

Участник
Сообщения
9 023
На примере одного знакомого?
:lol:
А если серьезно, то через несколько лет после моей защиты один чел из Питера уж очень много позаимствовал из моей диссертации... И диссернет давал свое заключение. Давно уж было то.
 
  • 👍
  • 😲
Реакции: 1 users

bullet

Участник
Сообщения
6 518
А если серьезно, то через несколько лет после моей защиты один чел из Питера уж очень много позаимствовал из моей диссертации... И диссернет давал свое заключение. Давно уж было то.

А меня все заставляли писать кандидатскую, но я не сдался :о) как почитаешь эти авторефераты, когда соискатель "придумал", как выразить какую-то величину через восьмерной интеграл другой переменной - так и подташнивать начинало) уж лучше ничего не писать, чем такое. А работ практической направленности не попадалось (или они не раздувались до уровня диссертации). Вот и сбежал с радостью, когда предложили замдеканство (шеф сказал - вначале административная деятельность, потом учебная, ну, а потом, если время останется, то и научная :о) этим и спасался от заведующего кафедрой)

Ну, и на вот пару нормальных тем диссертаций, если кто думает писать:

"Проблемы повышения мелкодисперсионности оксида двухатомного водорода механическим путем" (толочь воду в ступе)
"Дуалистический принцип использования сельскохозяйственных орудий на гидроповерхности" (Вилами по воде писано)
"Оптимизация динамики работы тяглового средства передвижения, связанная с устранением изначально деструктивной транспортной единицы" (Баба с возу - кобыле легче)
 
Последнее редактирование:
  • 😂
  • 👍
Реакции: 5 users

embden

Новичок
Сообщения
3
@SimRe , а можете написать, как жить после phd? Куда подаваться на постдока? На какие гранты подаваться?
Я phd студент в Бремене на IT направлении, через полгода заканчиваю четвертый год, а с ним вместе и диссертацию. За всё время меня, мягко говоря, ничему не учили, успехами не интересовались, даже нужные конференции сам искал - там отсутствие помощи реально доходило до абсурда. В общем, мои успехи, как можно понять, довольно ограниченные (1 статья за 3.5 года). Я планировал вернуться в Россию и заняться другими делами, тоже близко к науке, и в Германии особо на публикации и коллаборации не налегал. И тут случилось то, что случилось, путь в Россию для меня теперь совсем не желателен (жена с Украины).
И вот теперь я ищу варианты остаться делать науку в Германии (запасной план - идти в айтишники). Куда мне стоит подаваться? Есть ли вероятность взять грант BMBF? DFG? Я так понимаю, что гранты DAAD и Гумбольца уже мне не подходят, может есть другие возможности?
 
  • 👍
Реакции: 1 user

AndreyD

Участник
Сообщения
9 023
За всё время меня, мягко говоря, ничему не учили, успехами не интересовались, даже нужные конференции сам искал - там отсутствие помощи реально доходило до абсурда. В общем, мои успехи, как можно понять, довольно ограниченные (1 статья за 3.5 года).
Вообще phd подразумевает очень высокую степень самостоятельности. Это не студенчество. Все делаешь сам, ищешь сам, общаешься сам. Никто не обязан за руку водить.
Или я ошибаюсь?
 
  • 👍
  • 😍
Реакции: 2 users
Верх