Прошло более пяти лет с момента, как я поделился своим опытом. Признаюсь, слегка неловко перечитывал написанный мною рассказ — уж больно эмоционально всё изложил. Но, как уже видно из этого поста, спустя пять лет мне есть что рассказать.
Продолжу.
С 1 октября 2019 года я работаю на должности
Technical Sales Engineer в
DMG MORI (Wernau). Именно так я закончил свой рассказ, но, как в известном анекдоте, «есть нюанс».
Когда меня уволили из
Merkt GmbH, мне не выдали Zeugnis, а мой временный вид на жительство должен был истечь через пару месяцев. Про возможность как-то продлить ВНЖ, чтобы дальше искать работу, я не знал, да и денежной подушки безопасности у меня тогда не было.
Будучи на грани депортации и "банкротства", я подал резюме на позицию
Anwendungstechniker в DMG MORI. В процессе переговоров я сначала делаю ставку на то, что у них зарплаты по тарифу. Когда же я узнаю, что в данном филиале это не так, рассчитываю на их благоразумие и говорю: "Поскольку у меня голубая карта, нижняя граница — 3.500 евро в месяц, я надеюсь на разумное предложение с вашей стороны" - так как времени «получше себя продать» у меня нет. В итоге уже на втором собеседовании меня собеседуют на другую должность — инженера по техническим продажам, хотя я тогда этого ещё не знал.
Результат: я получаю предложение
Technical Sales Engineer с окладом 3.500 евро в месяц. Я был невероятно рад: угроза депортации снята, я больше не работаю за станком, и в моём резюме навсегда останется такая крутая фирма с классной должностью. Единственный, как мне тогда казалось, недостаток — контракт всего на два года.
Подписывать контракт я приехал лично — заодно и проговорить своё недовольство. Сказал:
«Я подпишу контракт сейчас, но вы же понимаете, что это неадекватная зарплата для данной должности. Я надеюсь, что через год мы пересмотрим и зарплату, и сам контракт».
Все покивали и добавили: «Разумеется, мы не дураки, чтобы год в тебя инвестировать, а потом отпустить». Что бы это ни значило, но это вселило в меня некую уверенность. В сентябре 2019 года я подписываю контракт (его ещё месяц рассматривала иммиграционная служба на совместимость с моей специальностью плюс оформление нового ВНЖ).
Не буду вдаваться в детали. Скажу лишь, что конкретно это подразделение — бывшее представительство
Mori Seiki. Отношение к акционерному обществу в
Bielefeld или
Pfronten оно имело лишь косвенное: никаких тарифных окладов, никаких доплат к пенсионным, никаких профсоюзов и так далее.
Поверхностно об испытательном сроке: полгода я там, по большому счёту, ничем не занимался. Месяц устанавливали
NX на мой ПК. Остальное время не могли найти постпроцессор, а точнее полноценный работающий
Maschinen-Kit (Template) для имеющихся станков и ЧПУ-стоек на базе Fanuc. Это было нужно для дополнительной деятельности и поддержки программистов с 5-осевой обработкой в
Showroom. В общем, «Цирк дю Солей». Ну а дальше, после испытательного срока, началась пандемия.
Я, возможно, кого-то разочарую, но не буду «выставлять грязное бельё» и углубляться в детали некомпетентности персонала и всей системы. Поверьте, там было о чём рассказать. В итоге я проработал там год и 7 месяцев, после чего вернулся в
Merkt GmbH (Neuhausen auf den Fildern) на ту же позицию и с той же ответственностью, но уже с зарплатой не 3.500, а 4.500 евро в месяц.
Работа в Merkt GmbH (Neuhausen auf den Fildern), часть 2
Тут можно сказать, что наступила белая полоса в моей карьере.
Будучи ещё в
DMG MORI, я созвонился с уже упомянутым CNC80LVL, своим ментором. Он рассказал мне, что творилось после моего ухода. Вкратце: после того как уволили одного программиста и пытались меня вернуть, уволился ещё один — итальянец. Шеф выгнал в итоге мастера, которого сам же нанял и который всем рассказывал про свой 30-летний опыт. Чтобы понять, что он «ноль без палочки» (или, как говорят немцы, Luftpumpe), шефу понадобился год. В итоге CNC80LVL руководит фирмой в одиночку. Лишние пара рук и светлая голова ему явно не помешали бы.
Я созваниваюсь с шефом и назначаю встречу. Заявляю сумму 54.000 в год — и мы жмём друг другу руки.
Дальше пошла любимая работа: программирование, оптимизация старых программ и рабочих процессов, параллельно — наладка станков. В общем, всё так, как должно было быть ещё в 2018 году. Я вспоминаю то время с теплом. Спустя полтора года мне повышают зарплату до 60.000 в год.
И тут передо мной встал вопрос: хочу ли я этим заниматься всю жизнь? Все коллеги говорят на русском. Мой немецкий не улучшался, и если бы я остался там надолго, как мой ментор, появилась бы угроза зависимости от работодателя. Я понял, что задерживаться слишком опасно, тем более что шеф рано или поздно продаст фирму.
Я набрался смелости и попросил шефа, не меняя мою зарплату или условия контракта, изменить мой
Titel на
Teamleiter CNC-Fertigung, чтобы выглядело как карьерный рост. Аргументировал тем, что фактически занимаюсь
fachliche Führung половины операторов. Кроме того, отвечаю за партии деталей, рекламации, определяю, какая деталь на каком станке будет работать, какие палеты из пула запускать в работу, чтобы выдержать сроки заказов. В общем, попытка не удалась. «Нет и всё.» В случае положительного ответа я бы проработал там ещё 2–3 года, а потом претендовал бы на реальную руководящую должность.
В сумме я проработал там 2 года и 8 месяцев, лишь потому что получил заманчивое предложение на позицию
Teamleiter Arbeitsvorbereitung / Technik, на которой и работаю уже 2 года к моменту этой записи.
Дальше, думаю, описывать свой опыт не буду. Вряд ли удастся переплюнуть те вопиющие случаи, что произошли со мной в карьере в период с 23 до 30 лет.
Если же брать в сумме людей, которые писали мне в личку (с некоторыми мы даже созванивались и встречались позже), то боюсь, что современные отрасли вроде
IT «курят в сторонке». Ни в одной другой сфере среди моих знакомых и друзей я не встречал такого количества «выходок» со стороны работодателей, как в машиностроении. Скорее всего, везде приукрашивают на собеседованиях с обеих сторон, но когда стоит цель любыми правдами и неправдами заманить специалиста…
- Makron GmbH (Neutraubling): подписать контракт на CAM-программиста — поставить за станок работать оператором.

- Breuckmann GmbH & Co. KG (Heiligenhaus): подписать контракт на 3.500, чтобы потом под угрозой увольнения переписать его на 2.800.

- Merkt GmbH (Neuhausen auf den Fildern), 2018: подписать контракт на CAM-программиста/наладчика — оставить работать наладчиком в цехе, без рабочего места в бюро, доступа к ПК и адекватных наладочных карт.

В этот раз я не буду делать никаких выводов — все выводы для себя я сделал ещё в 2020 году, и добавить мне нечего.
Спасибо этому форуму за возможность поделиться опытом и, возможно, предостеречь кого-то от подобных ситуаций.