Наткнулся на следующее видео:
Важное замечание. Внедрение инновации возможно только на рынке определённого объёма. Можно сколько угодно выдумывать инновации в стране с населением 10 миллионов человек - это ничего не даст. Нужен рынок сбыта, который раскрутит инновацию. Потому что на первом этапе инновации очень дорого обходятся и не окупаются, смотри электромобили, субсидируемые по самое не могу.
У Германии рынок сбыта, достаточный для роста инноваций, пока есть - Евросоюз. И даже если страны-конкуренты первыми производят что-то инновативное, у Германии есть возможность не допустить это на свой рынок и технологическое лидерство чтобы успеть произвести аналог, причём, может быть даже дороже, но свой - см. вакцина "спутник". И таким образом продвинуть свою инновацию на своём рынке, позволяя ей окупиться, отладиться и уйти на внешний рынок для создания реального превосходства.
Если инновация до внешнего рынка не доходит, особого богатства для небольшого внутреннего рынка это не принесёт.
Именно поэтому Германия в менее выгодной ситуации, чем Китай и США, где нет угрозы "брекзитов". Потому что сокращение своего рынка сбыта в первую очередь бъёт по возможностям создания и отладки инноваций, о которых говорит лектор. В остальном, ролик на мой взгляд вполне адекватный с учётом целевой аудитории - как я понял студенты начальных курсов или старшеклассники.
Что касается демографического давления - очень верно подмечено.