SimRe
Участник
- Сообщения
- 3 681
Дисклеймер
Подход к образованию несколько отличается в различных университетах. На востоке Германии он ближе к российскому, на западе дальше. Более того, каждый университет индивидуален. И это не смотря на то, что в Германии существует давняя традиция, заключающаяся в том, что человеку закончившему данный университет, или защитившему там кандидатскую, невозможно стать в нём профессором. По-умолчанию, считается, что профессор должен был отучится в другом университете, что бы принести свежий взгляд на проблемы образования.
Описанное здесь это прежде всего мой личный опыт, как преподавателя и научного сотрудника бременского университета, и опыт моих коллег, закончивших Ганноверский и Дрезденский университеты.
Экзамены
В российских вузах наиболее распространены устные экзамены, человек получает билет с двумя-тремя вопросами курса, готовит билет и идёт беседовать с экзаменатором, который индивидуально решает какие дополнительные вопросы или задачи задать. В Германии гораздо обычнее письменные экзамены, на которых нужно решать задачи или доказывать теоремы.
Устные экзамены гораздо реже и встречаются чаще на старших курсах. На устный экзамен обычно выделяется 20 минут. Каждый студент получает индивидуальный слот времени, к которому и приходит. У нас, в институте теоретической электродинамики, первый устный экзамен случается на 4ом году обучения. Студенты страшно волнуются. Перед началом экзамена нужно спросить "Считаете ли вы, что вы в состоянии сдавать экзамен? Вы нормально себе чувствуете, не больны ли вы?". Некоторые студенты приходят белее снега от страха, некоторые отказываются. Я помню студента в практически полуобморочном состоянии -- ноги не идут, руки трясутся; он отказался сдавать экзамен, сказал, что нет, он не в нормальном состоянии. И это не что-то сверхординарное, на каждом устном экзамене несколько студентов пребывают в таком состоянии. Экзаменатор обязан спрашивать вопросы по всему курсу, естественно, что при таком подходе дать сложные задачи или доказательства невозможно. Я обычно даю пару очень простых задачек, а в остальном спрашиваю определения и задаю простые вопросы на понимание рассмотренных в курсе схем или методов измерения. На экзамене обязательно присутствует протоколист, обычно аспирант кафедры, который записывает заданные вопросы и очень кратко делает пометки об ответе студента. Это нужно для возможных разбирательств, если студент решит, что оценка несправедлива. Такие случаи довольно редки, но всё же встречаются. После разговора, студент выходит из комнаты, и экзаменатор с протоколистом решают, что поставить. Протоколист очень важный человек! В большинстве случаев, как только закрывается дверь, экзаменатор обращается к нему с вопросом "ну, что будем ставить?". Т.к. именно протоколист может прикинуть, сколько процентов ответов были правильными, существует ключ, который связывает процент правильных ответов и оценку.
Помню свой первый экзамен в Германии, где я был в роли протоколиста. Студент на первый же вопрос сморозил несусветную чушь. После того, как дверь за ним закрылась, я вскипел "зачем мы разговаривали с этим балбесом 20 минут? Если человек не знает Х, его же сразу можно слать на пересдачу!". Профессор пояснил, что в Германии так нельзя, экзаменатор именно, что обязан, спросить вопросы по всему курсу. Я привык к другому, в Москве, устный экзамен часто проходил как блиц опрос. "Как X зависит от Y?" "..." "До свидания", и только в случае положительного ответа, экзамен продолжался.
О письменных экзаменах, я не имею собственного опыта, но насмотрелся на коллег, которые их проводят. Здесь как и в России, иногда разрешают пользоваться литературой, иногда нет, зависит от экзаменатора. Очень большим отличием является отношение к списыванию. Сами билеты охраняются до экзамена как большая тайна, которую студенты пытаются в меру сил своих узнать. У нас были случаи, когда билеты пропадали со стола научного сотрудника. Был так же случай, когда студенты украли билеты через принтер. Дверь в комнату с принтером была не закрыта, а принтер сохраняет данные последних заданий. Какой-то студент распечатал себе таким образом билеты. Мне часто бывает смешно, но народ здесь очень серьёзно подходит к расследованию таких инцидентов. Утечка должна быть найдена! Иногда работа у научных сотрудников прямо встаёт, все пытаются понять, каким образом на этот раз утекли билеты. Последствия для студентов самые серьёзные. На время расследования, подозреваемые отстраняются от занятий. В случае, если доказательства вины будут посчитаны серьёзными, они теряют право дальше учится, по-крайней мере в данном университете. Сейчас у нас идёт разбирательство с пятью, вроде, студентами сдавшими одинаковые решения (с одинаковыми ошибками). Студенты отстранены, с университетом общается их адвокат (sic!).
Модульность
Не знаю, как сейчас, но когда я учился в Москве, у нас было всего пара курсов, которые реально можно было выбрать. Здесь всё не так, студент во многом сам определяет свою образовательную траекторию. Именно поэтому, большинство учится много лет, типичному выпускнику 26-28 лет -- пока себя найдёшь. Когда я приехал работать в Бременский университет, то ко мне заходили люди с другого этажа, что бы убедится, что 28ти летний доктор действительно существует, а я-то всё горевал, что моя защита на год затянулась. Здесь люди долго ищут, что им действительно подходит. У меня был довольно хороший студент, который делал у меня УИР, после успешной сдачи, я спросил его "ну, что теперь диплом?". "Нет", ответил он, "Я с тобой сделал УИР на тему проектирования аналоговых ИС, теперь хочу пойти к вашим коллегам наверху, и сделать ещё один по проектированию цифровых в следующем году, хочу ещё курсы по цифровому дизайну у них взять, что бы обо всём микросхемном хозяйстве иметь представление". В общем они особо не спешат.
Для каждой кафедры (у нас они называются институтами) существует, конечно, набор базовых предметов, для нас, например, нужно сдать "Линейные системы" и "Электродинамику", а также "основы полупроводников", а дальше студент может набрать себе курсов по цифровому дизайну, и вообще не узнать ничего про аналоговые усилители. А может составить себе смешанную программу, добавив туда ещё и чего-нибудь с других кафедр, например, пойти и прослушать курс системного программирования к информатикам. Главное набрать определённое количество "очков". Как набрал, можно делать диплом. Хотя это уже и не диплом, а магистерская диссертация.
Магистры и инженеры
В Германии к болонской системе отношение такое же скептическое как и в России. "Дипломированный инженер" -- это звучит гордо, люди которые успели ими стать обычно гордятся, что они не какие-то там магистры. Помню, сидел с директором дрезденской фирмы и депутатом бундестага. Сначала разговор шёл о том, как спасти атомные станции, потом зашёл о реформе образования. "Моя дочь будет учится только в TU Dresden", горячился депутат, "У вас тут можно получить инженера! Все знают, что такое немецкий инженер, во всём мире! А кто такой немецкий магистр? Я хочу, что бы у неё был нормальный диплом". Так осталось и до сих пор, если хотите стать дипломированным инженером, идите в TU Dresden. Это, кстати, реально, один из лучших технических университетов Германии, а жильё там гораздо гораздо дешевле, чем в Мюнхене, где находится другой знаковый технический университет.
Работа во время учёбы
В первые годы обучения студент ещё никому особо не нужен. Многие мои коллеги подрабатывали на младших курсах во всяких макдональдсах и прочих забегаловках. Начиная где-то с 3его или 4ого курса можно рассчитывать найти что-то получше. Во-первых, можно найти студенческую ставку на кафедре. Например, немецкий научный фонд, который даёт гранты научным сотрудникам, очень охотно даёт деньги на студенческие ставки. Считается, что это очень хорошо, если студент будет помогать в каком-то научном проекте. Из-за лени часто никаких объявлений о вакансиях не делают, поэтому хорошо прогуляться по кафедрам и поспрашивать там, нет ли у кого желания взять вас поработать. Если у вас в городе два университета, или неподалёку есть другой город с университетом, можно сходить и туда. Очень часто можно поработать, или сделать УИР и в другом универе. Кроме того, крупные компании часто устраивают стажировки для студентов. Имеет смысл пройтись по сайтам известных фирм и посмотреть раздел careers (обычно бледная ссылка внизу страницы), они чаще всего размещаются именно там. Большинство хороших студентов находят себе работу ещё до защиты диплома, и на защиту приходят их начальники из фирм, где они трудятся или будут трудиться.
Подход к образованию несколько отличается в различных университетах. На востоке Германии он ближе к российскому, на западе дальше. Более того, каждый университет индивидуален. И это не смотря на то, что в Германии существует давняя традиция, заключающаяся в том, что человеку закончившему данный университет, или защитившему там кандидатскую, невозможно стать в нём профессором. По-умолчанию, считается, что профессор должен был отучится в другом университете, что бы принести свежий взгляд на проблемы образования.
Описанное здесь это прежде всего мой личный опыт, как преподавателя и научного сотрудника бременского университета, и опыт моих коллег, закончивших Ганноверский и Дрезденский университеты.
Экзамены
В российских вузах наиболее распространены устные экзамены, человек получает билет с двумя-тремя вопросами курса, готовит билет и идёт беседовать с экзаменатором, который индивидуально решает какие дополнительные вопросы или задачи задать. В Германии гораздо обычнее письменные экзамены, на которых нужно решать задачи или доказывать теоремы.
Устные экзамены гораздо реже и встречаются чаще на старших курсах. На устный экзамен обычно выделяется 20 минут. Каждый студент получает индивидуальный слот времени, к которому и приходит. У нас, в институте теоретической электродинамики, первый устный экзамен случается на 4ом году обучения. Студенты страшно волнуются. Перед началом экзамена нужно спросить "Считаете ли вы, что вы в состоянии сдавать экзамен? Вы нормально себе чувствуете, не больны ли вы?". Некоторые студенты приходят белее снега от страха, некоторые отказываются. Я помню студента в практически полуобморочном состоянии -- ноги не идут, руки трясутся; он отказался сдавать экзамен, сказал, что нет, он не в нормальном состоянии. И это не что-то сверхординарное, на каждом устном экзамене несколько студентов пребывают в таком состоянии. Экзаменатор обязан спрашивать вопросы по всему курсу, естественно, что при таком подходе дать сложные задачи или доказательства невозможно. Я обычно даю пару очень простых задачек, а в остальном спрашиваю определения и задаю простые вопросы на понимание рассмотренных в курсе схем или методов измерения. На экзамене обязательно присутствует протоколист, обычно аспирант кафедры, который записывает заданные вопросы и очень кратко делает пометки об ответе студента. Это нужно для возможных разбирательств, если студент решит, что оценка несправедлива. Такие случаи довольно редки, но всё же встречаются. После разговора, студент выходит из комнаты, и экзаменатор с протоколистом решают, что поставить. Протоколист очень важный человек! В большинстве случаев, как только закрывается дверь, экзаменатор обращается к нему с вопросом "ну, что будем ставить?". Т.к. именно протоколист может прикинуть, сколько процентов ответов были правильными, существует ключ, который связывает процент правильных ответов и оценку.
Помню свой первый экзамен в Германии, где я был в роли протоколиста. Студент на первый же вопрос сморозил несусветную чушь. После того, как дверь за ним закрылась, я вскипел "зачем мы разговаривали с этим балбесом 20 минут? Если человек не знает Х, его же сразу можно слать на пересдачу!". Профессор пояснил, что в Германии так нельзя, экзаменатор именно, что обязан, спросить вопросы по всему курсу. Я привык к другому, в Москве, устный экзамен часто проходил как блиц опрос. "Как X зависит от Y?" "..." "До свидания", и только в случае положительного ответа, экзамен продолжался.
О письменных экзаменах, я не имею собственного опыта, но насмотрелся на коллег, которые их проводят. Здесь как и в России, иногда разрешают пользоваться литературой, иногда нет, зависит от экзаменатора. Очень большим отличием является отношение к списыванию. Сами билеты охраняются до экзамена как большая тайна, которую студенты пытаются в меру сил своих узнать. У нас были случаи, когда билеты пропадали со стола научного сотрудника. Был так же случай, когда студенты украли билеты через принтер. Дверь в комнату с принтером была не закрыта, а принтер сохраняет данные последних заданий. Какой-то студент распечатал себе таким образом билеты. Мне часто бывает смешно, но народ здесь очень серьёзно подходит к расследованию таких инцидентов. Утечка должна быть найдена! Иногда работа у научных сотрудников прямо встаёт, все пытаются понять, каким образом на этот раз утекли билеты. Последствия для студентов самые серьёзные. На время расследования, подозреваемые отстраняются от занятий. В случае, если доказательства вины будут посчитаны серьёзными, они теряют право дальше учится, по-крайней мере в данном университете. Сейчас у нас идёт разбирательство с пятью, вроде, студентами сдавшими одинаковые решения (с одинаковыми ошибками). Студенты отстранены, с университетом общается их адвокат (sic!).
Модульность
Не знаю, как сейчас, но когда я учился в Москве, у нас было всего пара курсов, которые реально можно было выбрать. Здесь всё не так, студент во многом сам определяет свою образовательную траекторию. Именно поэтому, большинство учится много лет, типичному выпускнику 26-28 лет -- пока себя найдёшь. Когда я приехал работать в Бременский университет, то ко мне заходили люди с другого этажа, что бы убедится, что 28ти летний доктор действительно существует, а я-то всё горевал, что моя защита на год затянулась. Здесь люди долго ищут, что им действительно подходит. У меня был довольно хороший студент, который делал у меня УИР, после успешной сдачи, я спросил его "ну, что теперь диплом?". "Нет", ответил он, "Я с тобой сделал УИР на тему проектирования аналоговых ИС, теперь хочу пойти к вашим коллегам наверху, и сделать ещё один по проектированию цифровых в следующем году, хочу ещё курсы по цифровому дизайну у них взять, что бы обо всём микросхемном хозяйстве иметь представление". В общем они особо не спешат.
Для каждой кафедры (у нас они называются институтами) существует, конечно, набор базовых предметов, для нас, например, нужно сдать "Линейные системы" и "Электродинамику", а также "основы полупроводников", а дальше студент может набрать себе курсов по цифровому дизайну, и вообще не узнать ничего про аналоговые усилители. А может составить себе смешанную программу, добавив туда ещё и чего-нибудь с других кафедр, например, пойти и прослушать курс системного программирования к информатикам. Главное набрать определённое количество "очков". Как набрал, можно делать диплом. Хотя это уже и не диплом, а магистерская диссертация.
Магистры и инженеры
В Германии к болонской системе отношение такое же скептическое как и в России. "Дипломированный инженер" -- это звучит гордо, люди которые успели ими стать обычно гордятся, что они не какие-то там магистры. Помню, сидел с директором дрезденской фирмы и депутатом бундестага. Сначала разговор шёл о том, как спасти атомные станции, потом зашёл о реформе образования. "Моя дочь будет учится только в TU Dresden", горячился депутат, "У вас тут можно получить инженера! Все знают, что такое немецкий инженер, во всём мире! А кто такой немецкий магистр? Я хочу, что бы у неё был нормальный диплом". Так осталось и до сих пор, если хотите стать дипломированным инженером, идите в TU Dresden. Это, кстати, реально, один из лучших технических университетов Германии, а жильё там гораздо гораздо дешевле, чем в Мюнхене, где находится другой знаковый технический университет.
Работа во время учёбы
В первые годы обучения студент ещё никому особо не нужен. Многие мои коллеги подрабатывали на младших курсах во всяких макдональдсах и прочих забегаловках. Начиная где-то с 3его или 4ого курса можно рассчитывать найти что-то получше. Во-первых, можно найти студенческую ставку на кафедре. Например, немецкий научный фонд, который даёт гранты научным сотрудникам, очень охотно даёт деньги на студенческие ставки. Считается, что это очень хорошо, если студент будет помогать в каком-то научном проекте. Из-за лени часто никаких объявлений о вакансиях не делают, поэтому хорошо прогуляться по кафедрам и поспрашивать там, нет ли у кого желания взять вас поработать. Если у вас в городе два университета, или неподалёку есть другой город с университетом, можно сходить и туда. Очень часто можно поработать, или сделать УИР и в другом универе. Кроме того, крупные компании часто устраивают стажировки для студентов. Имеет смысл пройтись по сайтам известных фирм и посмотреть раздел careers (обычно бледная ссылка внизу страницы), они чаще всего размещаются именно там. Большинство хороших студентов находят себе работу ещё до защиты диплома, и на защиту приходят их начальники из фирм, где они трудятся или будут трудиться.
Последнее редактирование: