Что нового?
Форум Тупа-Германия

Приветствуем вас на форуме Тупа-Германия! Зарегистрируйтесь и станьте членом нашего сообщества! После входа в систему вы сможете участвовать в жизни сайта, создавать свои темы и сообщения, а также общаться с другими участниками через личные сообщения!

  • Политические дискусии на данном форуме разрешены только в разделе о политике https://forum.tupa-germania.ru/forums/politika/ Запрещено оскорблять и разжигать. За это в бан.

Gemeinschatschule - что это за зверь и с чем его едят

  • Автор темы Автор темы Удаленный 5203
  • Дата начала Дата начала
У

Удаленный 5203

Часто сталкиваюсь с тем, что, когда говорю про школу, в которую ходят мои дети, люди совершенно не знают, что это такое, что за система и как она отличается от стандартной системы образования в Германии, или от привычной школьной системы стран СНГ.
Для начала я собрала пару ссылок:
Gemeinschaftsschule – Wikipedia

В Баден-Вюртемберге эти школы были одобрены раньше остальных земель и, кажется, и по сей день распространены здесь больше, чем где-либо.
Чтобы не гонять народ по ссылкам, кратко основные особенности:
1. Младшая и старшая школы находятся в одном здании, ученики после окончания 4-го класса, как правило, довольно дружно идут вместе в пятый и далее (ну, те, кто не решил перейти в гимназию, например).
2. Младшая школа не отличается от любой другой младшей школы - детям ставят оценки, задают домашку и т.п.
3. Все интересное случается в средней школе. Нет типичного деления на haupt/real/gymnasium. Все учатся вместе. Какое-никакое деление происходит в 8-ом классе, где у части учеников будут одни предметы, у другой части - другие. Чуть раньше, в 6-ом классе, начинается второй иностранный язык, - для тех, кто настроен на гимназическое образование. Обычно в общих школах дети учатся до 9-го (hauptabschuss) или 10-го (realabschluss) класса. Существуют школы с гимназической ступенью, но редко. В целом после 10-го класса можно либо пойти на gymnasiale Oberstufe (в школах, где они предполагаются), либо в berufliche gymnasium (как после real schule), чтобы получить абитур. И в том, и в другом случае, обучение займет еще 3 года. Еще один вариант - перейти в обычную гимназию, но это только если второй язык был с 6-го класса.
4. Каждый предмет (за редким исключением) можно сдавать на одном из трех уровней (grund/mitte/extra). Преподают предметы всем одинаково, ученик самостоятельно решает на каком уровне делать задания и писать тесты по этим предметам. В 7-ом классе появляется предмет по выбору для тех, кто не взял в 6-ом классе второй иностранный язык (у нас в школе это либо что-то типа домоводства, либо техника), который нельзя потом поменять. Те, кто учит второй иностранный, продолжают его учить, у них выбора нет ;)
5. Домашние задания. В привычном виде их нет. По каждому предмету есть пачки заданий, для того или иного уровня, с дедлайнами по их выполнению. Как, когда и в каком объеме ученик выполняет эту работу, определяет сам учащийся. Для этого у каждого ученика есть специальный дневник, где он расписывает свои планы на неделю, по дням, и потом отмечает, что он выполнил, что не получилось и было перенесено на другой день, и почему.
6. Этот дневник ученик показывает своему коучу. Коучинг проходит раз в неделю и является обязательным. Коуч - не обязательно классный руководитель и даже не обязательно один из учителей, ведущих в классе какой-либо предмет. Это наставник, задача которого посмотреть, где ученик "проседает", а где он крут и, возможно, стоит попробовать свои силы на уровне повыше (если ребенок не на самом высоком уровне еще), - и донести это до ученика и родителей. Он так же помогает в коммуникации ученика с учителями в случае каких-то проблем.
7. Оценок нет. Вообще. Совсем. Если родители очень хотят, им "переведут" успеваемость в привычную балльную систему, но в целом результаты тестов, например, выглядят так: уровень, на который сдавал ученик - подтвержден, находится в "опасности", не подтвержден; каждая из темы теста - прекрасно усвоена, усвоена, требует внимания, не усвоена; комментарий учителя. Результаты за полугодия и год выдаются в виду достигнутого (подтвержденного) уровня + описания учителем сильных и слабых сторон ученика по данному предмету. Помимо этого, итоги включают комментарии коуча о софт-скиллах ученика (взаимодействие с другими учениками, с учителями, включенность в процесс, мотивация и т.п.) Считается, что во взрослой реальной жизни человека никто не будет оценивать школьными оценками, его будут оценивать по другим критериям.
8. Классы довольно небольшие, 17-19 человек в среднем. Классы в параллели стараются объединять для того, чтобы не было нездоровой "конкуренции", - у них полно совместных активностей, проектов и выездов.
9. Существуют "квартальные" разговоры (хотя я бы их скорее назвала полугодовыми). Родители встречаются с коучем (не с классным руководителем!) ребенка напрямую. Ребенок присутствует при встрече. К такому разговору оба - ребенок и коуч - готовят специальные листы по теме учебы, социализации, и т.п. Ученик и коуч размещают (независимо друг от друга) на шкале от 1 (плохо) до 10 (хорошо) разные метрики (например, для социализации - "общение с учителями", "общение с учениками", "готовность помогать", "готовность принимать помощь", "работа в группе"). Ребенок оценивает сам себя, коуч - ребенка. На разговоре они сравнивают результаты и обсуждают расхождения. Коуча интересует мнение родителей, насколько хорошо или плохо чувствует себя ребенок в коллективе, есть ли какие-то проблемы, о которых ему (коучу) неизвестно, есть ли какие-то вопросы или просьбы.

Это если очень коротко и по ключевым моментам. Как живется в этой системе моей старшей дочери и буду ли я отправлять туда же младшую - расскажу в дальнейших постах, если интересно.
 
  • 👍
  • 😍
Реакции: 19 users
спасибо большое!!! Очень интересная, важная и нужная информация лично для нашей ситуации! Как раз пытаюсь понять «что это за зверь»? Рассказывайте дальше!
 
Вот, старшая пришла со школы, значит, могу продолжить.
Да, они порой заканчивают довольно поздно (в 15-16 часов, учитывая, что в школе они с 8 утра), это не значит, что все это время они впитывают знания, это значит, что в эти дни у них много Lernzeit. Lernzeit - это время самообучения. Предполагается, что именно в эти слоты ученики делают большинство заданий из тех самых папок. Потому что у них тогда есть "помощь зала" (то есть можно попросить объяснить материал более успевающего ученика) и учителя. Учителя меняются, например, с ними может сидеть учитель английского, но это не значит, что дети обязаны заниматься в этот час именно английским, просто у них есть возможность проконсультироваться по предмету. Вот так, например, выглядит расписание в 7-ом классе, LZ на плане - это как раз Lernzeit:

stundenplan.JPG

Отсутствует химия, ее обещают начать либо во втором полугодии, либо в 8-ом классе. Насколько я понимаю, - проблема с учителем (прошлый ушел, найти пока не смогли). Но я так понимаю, что тут от школы к школе вообще разнится, когда начинается этот предмет.
AES - это как раз домоводство (дети изучают там ведением домашнего бюджета, полезные продукты, готовку, планирование покупок и т.п.)
Te - технология (шлифуют, строгают, рубят, мастерят...)
F - фразцузский
IT - информатика, обычно класс делят пополам и у половины - лернцайт, у другой - урок, на следующий раз - наоборот. Если болел в очередь своего урока, можно, разумеется, пропустить лернзайт и идти заниматься информатикой.
Ge - история, Geo - география. В теории чередуются, на практике учитель решила, что в этом полугодии они пройдут программу истории за год, в следующем - программу географии.
Reli - религия
Eth - этика
WPS и WBS - это такие звери, которые мало поддаются моему пониманию. Одно из них - про социальные нормы (в то время как этика затрагивает более абстрактные и философские вопросы), второе - это дискуссии о праве.
Gem - это Gemeinschaftsgrunde, в целом что-то вроде классного часа, но не совсем, ребята обсуждают там проблемы, строят социальные взаимоотношения в классе и так далее. А иногда, по признанию ребенка, просто заменяют все это на Lernzeit


Легко ли планировать свое время для учебы? Вообще не легко. Особенно подростку. Особенно, если кругом столько всего прекрасного и интересного, и инстаграм/тик-ток/ютюб сами себя не посмотрят. И друзья сами себя не пообщают. И маме можно навешать лапши, что сделал все в школе на LZ. Но - только до следующего коучинга, где все тайное становится явным. В целом, я считаю, что практика отличная. Даже в сложный переходный возраст и в целом непростой период для моих детей (развод родителей, переезд...) у дочери нет особых проблем с планированием. Я уже замечаю, что она старается, например, по-максимуму разгрузить вторник, потому что знает, что у нее после уроков еще и дополнительный немецкий 1.5 часа, и она будет уставшая и ей будет не до чего. И судя по тому, что гигантских срывов сроков по заданиям у нее нет, планирование ей в целом удается неплохо.

Сложно ли жить в системе без оценок? Непросто. Потому что нет четкого понимания, насколько все хорошо или плохо. Но тут, надо сказать, учителя еще стараются ничего плохого не писать, а находить что-то хорошее. И за подбадривающим комментарием вроде "в следующий раз получится гораздо лучше" можно не заметить вовремя проблему. Еще сложнее мотивировать ребенка переходить на более высокий уровень. Зачем, если можно сдавать все на G-уровне и не напрягаться? Пятый класс дочь закончила, получив все G, кроме математики (E), английского (Е) и информатики (M). Сейчас у нее почти все на уровне М (английский в седьмом классе на E она с наскока не потянула, но сейчас появился потихоньку азарт начать писать тесты на E), математика и информатика на E. Самым большим достижением считаю M уровень по немецкому и биологии. Но убедить ее, что она СМОЖЕТ, было тяжело, и тут моя благодарность ее коучу, которая провела потрясающую работу!

Коучинг - полезно или нет? С моей точки зрения, полезно. Главное, что у коуча нет задачи показать ребенку, что тот делает что-то не так или что он недостаточно хорош. Коуч отмечает, в чем проблема, и предлагает пути решения. Он всегда на стороне ребенка. Например, последняя запись в дневнике от коуча гласит, что коуч поговорит с учителем биологии, чтобы моей дочери разрешили пользоваться переводчиком с русского на немецкий, потому что ей довольно сложно было описать функции костей человеческого скелета, не владея языком на необходимом уровне. До этого коуч подходила к учителю английского и просила поменять местами LZ и английский (поскольку учитель по английскому сидит на этом LZ), чтобы моя дочь могла иногда пораньше уходить из школы и у нее было время отдохнуть перед занятиями немецким (и да, занятия поменяли местами!) На квартальные разговоры я иду вообще без волнения (и ребенок тоже), зная, что мне там дадут конструктивную обратную связь, а Лиса знает, что ее не будут там ругать.
 
  • 👍
  • 😍
Реакции: 14 users
Звучит очень привлекательно, я бы, пожалуй, хотела такую школу дочери.
Интересно, как дети после окончания таких "общих" школ переходят в школы следующего уровня для получения абитура. Нужно ли туда сдавать экзамены (оценок успеваемости же нет)? Как дети справляются с дальнейшей учёбой, где оценки опять появляются?
 
  • 👍
Реакции: 2 users
Звучит очень привлекательно, я бы, пожалуй, хотела такую школу дочери.
Интересно, как дети после окончания таких "общих" школ переходят в школы следующего уровня для получения абитура. Нужно ли туда сдавать экзамены (оценок успеваемости же нет)? Как дети справляются с дальнейшей учёбой, где оценки опять появляются?
При переходе в другую школу оценки переводятся в привычную систему. И я так понимаю, что в 9 и 10 классах оценки тоже в каком-то виде появляются
 
  • 👍
Реакции: 5 users
Просто супер! Очень круто на самом деле.
Я бы сказал "Первым делом, первым делом человек(и) (все вот эти WPS, WBS, GEM, коучи вообще подход!), ну а знания, а знания - потом!"
И это просто замечательно! (y)
Знания никуда не денутся, всегда можно нагнать/добрать, а вот стать или не стать хорошим/воспитанным человеком, это намного важнее и шанс на это есть именно в школьное вермя.
 
а знания, а знания - потом!"
Не, ну знания у них тоже на приличном уровне. Я вот себя помню, мы в 7 классе как-то биологию прямо со скелета, суставов, мышц и тп человека нн начинали, и тем паче не учили, как это называется и не описывали функции того-сего...
И с математикой все ок. И английский - хорошей базы в русской школе хватило на 2 года, когда ребенок получал Е чисто нахаляву. В этом году не прокатило, приходится и на М попотеть...
 
  • 👍
Реакции: 4 users
Не, ну знания у них тоже на приличном уровне.
Вы меня не так поняли. Я имел ввиду, что то, что у них сдвинуто по времени, химия та же - никуда не денется. А вот то чему их учат с самого начала, ну нас многому из этого в школе вообще не считали нужным учить. Я бы даже сказал ровно наоборот.
 
Вы меня не так поняли. Я имел ввиду, что то, что у них сдвинуто по времени, химия та же - никуда не денется. А вот то чему их учат с самого начала, ну нас многому из этого в школе вообще не считали нужным учить. Я бы даже сказал ровно наоборот.
Я, честно говоря, не знаю, насколько предметы отличаются от общепринятых в немецкой школьной системе. Возможно, кто-то из форумчан может сказать, есть у них такие или нет (думаю, что должны быть?..)

Спросила вчера у Василисы, лучше или хуже такая система, чем та, в которой она училась в начальной школе. Дочь ответила, что в целом ей нравится больше, и особенно коучинг - классная тема, очень полезная (коуч еще иногда может предложить пойти, например, к школьному психологу, если считаетс, что в этом есть необходимость, - но, разумеется, только предложит. Лис ходила вот 2 года, например), но без оценок очень сложно от теста до теста ориентироваться. И если б оценки ставили за листы заданий, было бы проще. А вот уровни мотивируют, и у нее лично есть теперь цель все предметы вывести на Е.
 
  • 👍
Реакции: 9 users
Поделюсь опытом с восточной земли.
ходим такую школу. с 7 класса идет разделение по основным предметам - детям дают задания по уровням: гимназиальный или реал (теоретически можно и хаупт, но на него нет запроса от родителей). но все довольно гибко. н-р, ученик может получать задания по нем на уровень выше, а по мате уровень ниже и т.д. решающее разделение на уровни происходит в 9 классе, с предварительными собеседованиями в 8, учитывая пожелания родителей и ребенка, рекомендацию учителей.
в нашей гемайншафтшуле есть Gymnasiale Oberstufe, поэтому в 10 классе ученики учатся либо в 10 Реал или в 10 Gym. Oberstufe.
не основные предметы, типа спорт идут совместно всегда.

нюансы конкретно нашей школы:
- с 1 кл по 12 (в нашей земле 12-летнее школьное образование)
- переход с 4 кл в 5 соответственно безболезненный, без всяких доп тестов и разделений. Всем потоком идут в 5 класс
- раздельные уровни дают с 7 класса. переход внутри уровней гибкий, учителя дают шанс каждому. на практике в зойгнисе оценки также разные, н-р "2 уровня реал" или "3 уровня гимназии". помечаются коды, внизу расшифровка. (если честно, мне самой потребовалось время "въехать" в кодировку оценок)
- Gymnasiale Oberstufe в нашей школе было не сразу, квалифицировалась школа несколько лет назад. При нашем поступлении в 2017 году, этого уровня не было. Соотвественно, первый выпуск 12-классников только в этом 2022 году.
- наша школа считается приват, т.е. anerkannte Gemeinshaftsschule in freier Trägerschaft. Т.е. с помесячной оплатой, которая высчитывается и корректируется каждый год на основе дохода родителей. По контракту минимум 100 евро/мес, но по отзывам родителей не дороже 400. на второго и последущего ребенка скидка.
- т.к. школа хоть и приват, учимся в соответствии утвержденой учебной программе нашей земли.
- доп "плюшки" за деньги родителей - углубленный англ, многие предметы билинвал нем-англ, или только на англ. Монтессори в начальной школе и усиленная дигитализация с 5 класса - покупка айпада за деньги родителей со скидкой от школы и Medien-Bildung стало чуть ли не самой важной концепцией школы.
- немного вольности и гибкости присутсвует в расписании и в неосновных предметах, типа походы Waldtag по пятницам, Personal Coaching, менторство в домашке и т.п.

Из-за ковид-опыта и вопроса дигитализации школ, спрос на места в нашу школу стал вдруг очень высоким, т.к. действительно наша школа была лучше подготовлена технически и с навыками учителей. И это несмотря на то, что школа не супер известная, располагается в неприглядном помещении (ранее на момент нашего поступления делила место с беруфшуле) и только недавно стала школой полного цикла с 1 класса до Абитура.

Заметила по отзывам на род собраниях в школе и в садике (у меня еще есть младшие), спрос на такой тип школ в целом вырос. Родители говорили, что выбирали между гимназией или гемайншафтшуле. Снижение уровня нервотрепки из-за оценок стал решающим в пользу гемайншафтшуле. А в садике нам всем настойчиво вручали флайеры от евангелич. (также частной) гемайншафтшуле и приглашали на собеседование, упирая на факт, что они совсем скоро получат квалификацию на Гимназ. Оберштуфе. Другая гемайншафтшуле поблизости с уклоном на Монтессори, пока только до 10 класса, также говорит, что скоро расширятся до 12 класса. В общем, за эти годы я вижу тенденцию, что такой тип школы становится достойной альтернативой гимназии. Из своего опыта рекомендую такой тип школ, особенно для новоприбывших.

п.с. на форуме была зарегистрирована, периодически читала, даже что-то писала, но аккаунт похоже удален, т.к. давно не пользовалась. буду рада участвовать в беседах, за чашкой чая... :)
 
  • 👍
Реакции: 6 users
Так получилось, что мы переехали в другую землю, и хотя в Rheinland-Pfalz тоже есть Integrierte Gesamtschule (что не вполне то же самое, но близко), ближайшая от нас находится очень и очень далеко.
Поэтому старша дочь перешла в Realschule Plus (в виду того, что не брала французский как дополнительный язык в 6 классе).
Итого мы пережили трансфер из общей школы в школу "реальную".
Я, конечно, переживала, как оно пройдет. По всем предметам выставили оценки (осуществили так называемый "перевод"), и, что удивительно, бывало, что предмет дочь сдавала на уровень Е, например, а оценка "3", а другой предмет на уровень М, а оценка "2". Странное дело! Поэтому да, прозрачность несколько отсутствует, и по подтвержженным уровням нельзя точно сориентироваться, какая общепринятая оценка было бы в другой школе.
Сам переход прошел довольно гладко, никакого сопротивления у ребенка возвращение к привычной системе не вызвало. Да, задания теперь нужно делать на когда задано, а не как сама спланируешь, но в целом подростку с ленцой это, наверное, даже на руку.
Как бы то ни было, я рада, что такой опыт у нее был, и уверена, что он ей много дал.
 
  • 👍
  • 😍
Реакции: 4 users
Сверху