У
Удаленный 5203
Часто сталкиваюсь с тем, что, когда говорю про школу, в которую ходят мои дети, люди совершенно не знают, что это такое, что за система и как она отличается от стандартной системы образования в Германии, или от привычной школьной системы стран СНГ.
Для начала я собрала пару ссылок:
Gemeinschaftsschule – Wikipedia
В Баден-Вюртемберге эти школы были одобрены раньше остальных земель и, кажется, и по сей день распространены здесь больше, чем где-либо.
Чтобы не гонять народ по ссылкам, кратко основные особенности:
1. Младшая и старшая школы находятся в одном здании, ученики после окончания 4-го класса, как правило, довольно дружно идут вместе в пятый и далее (ну, те, кто не решил перейти в гимназию, например).
2. Младшая школа не отличается от любой другой младшей школы - детям ставят оценки, задают домашку и т.п.
3. Все интересное случается в средней школе. Нет типичного деления на haupt/real/gymnasium. Все учатся вместе. Какое-никакое деление происходит в 8-ом классе, где у части учеников будут одни предметы, у другой части - другие. Чуть раньше, в 6-ом классе, начинается второй иностранный язык, - для тех, кто настроен на гимназическое образование. Обычно в общих школах дети учатся до 9-го (hauptabschuss) или 10-го (realabschluss) класса. Существуют школы с гимназической ступенью, но редко. В целом после 10-го класса можно либо пойти на gymnasiale Oberstufe (в школах, где они предполагаются), либо в berufliche gymnasium (как после real schule), чтобы получить абитур. И в том, и в другом случае, обучение займет еще 3 года. Еще один вариант - перейти в обычную гимназию, но это только если второй язык был с 6-го класса.
4. Каждый предмет (за редким исключением) можно сдавать на одном из трех уровней (grund/mitte/extra). Преподают предметы всем одинаково, ученик самостоятельно решает на каком уровне делать задания и писать тесты по этим предметам. В 7-ом классе появляется предмет по выбору для тех, кто не взял в 6-ом классе второй иностранный язык (у нас в школе это либо что-то типа домоводства, либо техника), который нельзя потом поменять. Те, кто учит второй иностранный, продолжают его учить, у них выбора нет
5. Домашние задания. В привычном виде их нет. По каждому предмету есть пачки заданий, для того или иного уровня, с дедлайнами по их выполнению. Как, когда и в каком объеме ученик выполняет эту работу, определяет сам учащийся. Для этого у каждого ученика есть специальный дневник, где он расписывает свои планы на неделю, по дням, и потом отмечает, что он выполнил, что не получилось и было перенесено на другой день, и почему.
6. Этот дневник ученик показывает своему коучу. Коучинг проходит раз в неделю и является обязательным. Коуч - не обязательно классный руководитель и даже не обязательно один из учителей, ведущих в классе какой-либо предмет. Это наставник, задача которого посмотреть, где ученик "проседает", а где он крут и, возможно, стоит попробовать свои силы на уровне повыше (если ребенок не на самом высоком уровне еще), - и донести это до ученика и родителей. Он так же помогает в коммуникации ученика с учителями в случае каких-то проблем.
7. Оценок нет. Вообще. Совсем. Если родители очень хотят, им "переведут" успеваемость в привычную балльную систему, но в целом результаты тестов, например, выглядят так: уровень, на который сдавал ученик - подтвержден, находится в "опасности", не подтвержден; каждая из темы теста - прекрасно усвоена, усвоена, требует внимания, не усвоена; комментарий учителя. Результаты за полугодия и год выдаются в виду достигнутого (подтвержденного) уровня + описания учителем сильных и слабых сторон ученика по данному предмету. Помимо этого, итоги включают комментарии коуча о софт-скиллах ученика (взаимодействие с другими учениками, с учителями, включенность в процесс, мотивация и т.п.) Считается, что во взрослой реальной жизни человека никто не будет оценивать школьными оценками, его будут оценивать по другим критериям.
8. Классы довольно небольшие, 17-19 человек в среднем. Классы в параллели стараются объединять для того, чтобы не было нездоровой "конкуренции", - у них полно совместных активностей, проектов и выездов.
9. Существуют "квартальные" разговоры (хотя я бы их скорее назвала полугодовыми). Родители встречаются с коучем (не с классным руководителем!) ребенка напрямую. Ребенок присутствует при встрече. К такому разговору оба - ребенок и коуч - готовят специальные листы по теме учебы, социализации, и т.п. Ученик и коуч размещают (независимо друг от друга) на шкале от 1 (плохо) до 10 (хорошо) разные метрики (например, для социализации - "общение с учителями", "общение с учениками", "готовность помогать", "готовность принимать помощь", "работа в группе"). Ребенок оценивает сам себя, коуч - ребенка. На разговоре они сравнивают результаты и обсуждают расхождения. Коуча интересует мнение родителей, насколько хорошо или плохо чувствует себя ребенок в коллективе, есть ли какие-то проблемы, о которых ему (коучу) неизвестно, есть ли какие-то вопросы или просьбы.
Это если очень коротко и по ключевым моментам. Как живется в этой системе моей старшей дочери и буду ли я отправлять туда же младшую - расскажу в дальнейших постах, если интересно.
Для начала я собрала пару ссылок:
Gemeinschaftsschule – Wikipedia
Fragen und Antworten zur Gemeinschaftsschule
Die Gemeinschaftsschule ist eine leistungsstarke und sozial gerechte Schule. Wir beantworten häufig gestellte Fragen zu der Schulart.
www.baden-wuerttemberg.de
В Баден-Вюртемберге эти школы были одобрены раньше остальных земель и, кажется, и по сей день распространены здесь больше, чем где-либо.
Чтобы не гонять народ по ссылкам, кратко основные особенности:
1. Младшая и старшая школы находятся в одном здании, ученики после окончания 4-го класса, как правило, довольно дружно идут вместе в пятый и далее (ну, те, кто не решил перейти в гимназию, например).
2. Младшая школа не отличается от любой другой младшей школы - детям ставят оценки, задают домашку и т.п.
3. Все интересное случается в средней школе. Нет типичного деления на haupt/real/gymnasium. Все учатся вместе. Какое-никакое деление происходит в 8-ом классе, где у части учеников будут одни предметы, у другой части - другие. Чуть раньше, в 6-ом классе, начинается второй иностранный язык, - для тех, кто настроен на гимназическое образование. Обычно в общих школах дети учатся до 9-го (hauptabschuss) или 10-го (realabschluss) класса. Существуют школы с гимназической ступенью, но редко. В целом после 10-го класса можно либо пойти на gymnasiale Oberstufe (в школах, где они предполагаются), либо в berufliche gymnasium (как после real schule), чтобы получить абитур. И в том, и в другом случае, обучение займет еще 3 года. Еще один вариант - перейти в обычную гимназию, но это только если второй язык был с 6-го класса.
4. Каждый предмет (за редким исключением) можно сдавать на одном из трех уровней (grund/mitte/extra). Преподают предметы всем одинаково, ученик самостоятельно решает на каком уровне делать задания и писать тесты по этим предметам. В 7-ом классе появляется предмет по выбору для тех, кто не взял в 6-ом классе второй иностранный язык (у нас в школе это либо что-то типа домоводства, либо техника), который нельзя потом поменять. Те, кто учит второй иностранный, продолжают его учить, у них выбора нет
5. Домашние задания. В привычном виде их нет. По каждому предмету есть пачки заданий, для того или иного уровня, с дедлайнами по их выполнению. Как, когда и в каком объеме ученик выполняет эту работу, определяет сам учащийся. Для этого у каждого ученика есть специальный дневник, где он расписывает свои планы на неделю, по дням, и потом отмечает, что он выполнил, что не получилось и было перенесено на другой день, и почему.
6. Этот дневник ученик показывает своему коучу. Коучинг проходит раз в неделю и является обязательным. Коуч - не обязательно классный руководитель и даже не обязательно один из учителей, ведущих в классе какой-либо предмет. Это наставник, задача которого посмотреть, где ученик "проседает", а где он крут и, возможно, стоит попробовать свои силы на уровне повыше (если ребенок не на самом высоком уровне еще), - и донести это до ученика и родителей. Он так же помогает в коммуникации ученика с учителями в случае каких-то проблем.
7. Оценок нет. Вообще. Совсем. Если родители очень хотят, им "переведут" успеваемость в привычную балльную систему, но в целом результаты тестов, например, выглядят так: уровень, на который сдавал ученик - подтвержден, находится в "опасности", не подтвержден; каждая из темы теста - прекрасно усвоена, усвоена, требует внимания, не усвоена; комментарий учителя. Результаты за полугодия и год выдаются в виду достигнутого (подтвержденного) уровня + описания учителем сильных и слабых сторон ученика по данному предмету. Помимо этого, итоги включают комментарии коуча о софт-скиллах ученика (взаимодействие с другими учениками, с учителями, включенность в процесс, мотивация и т.п.) Считается, что во взрослой реальной жизни человека никто не будет оценивать школьными оценками, его будут оценивать по другим критериям.
8. Классы довольно небольшие, 17-19 человек в среднем. Классы в параллели стараются объединять для того, чтобы не было нездоровой "конкуренции", - у них полно совместных активностей, проектов и выездов.
9. Существуют "квартальные" разговоры (хотя я бы их скорее назвала полугодовыми). Родители встречаются с коучем (не с классным руководителем!) ребенка напрямую. Ребенок присутствует при встрече. К такому разговору оба - ребенок и коуч - готовят специальные листы по теме учебы, социализации, и т.п. Ученик и коуч размещают (независимо друг от друга) на шкале от 1 (плохо) до 10 (хорошо) разные метрики (например, для социализации - "общение с учителями", "общение с учениками", "готовность помогать", "готовность принимать помощь", "работа в группе"). Ребенок оценивает сам себя, коуч - ребенка. На разговоре они сравнивают результаты и обсуждают расхождения. Коуча интересует мнение родителей, насколько хорошо или плохо чувствует себя ребенок в коллективе, есть ли какие-то проблемы, о которых ему (коучу) неизвестно, есть ли какие-то вопросы или просьбы.
Это если очень коротко и по ключевым моментам. Как живется в этой системе моей старшей дочери и буду ли я отправлять туда же младшую - расскажу в дальнейших постах, если интересно.