Ну не знаю как Вам, а мне мои знания в Универе еще дали. Там говорили просто - если вас спашивают умеете ли вы работать с этой программой или с этим контроллером никогда не отвечайте нет. По сути нас учили на определенном софте писать программы и загружать его в определенные контроллеры, но это не означает что дай мне не Сименс а например Fanuc я не смогу его запрограммировать и загрузить. И вот за это я моим преподавателем благодарен - у меня нет тунельного зрения и если я получаю задание для работы с новым софтом для меня это не катастрофа как для немца ("а мы же не прошли обучение", "а как с этим всем работать", "а к кому обращаться в случае вопросов") а великолепная возможность повысить свою "профпригодность". Поэтому когда меня спрашивают "а когда ты прошел обучение Siemens TIA v15" и я отвечаю что сам все изучил - на меня как на сумашедшего смотрят (хотя все что нужно по сути это найти на сайте Сименс файл где написаны новые функции TIA v15, прочитав который и попробовав все на симуляторе можно уже смело говорить что ты знаешь новый софт). То есть с моей точки зрения если на этапе образования не вбили в голову что нужно искать решение проблемы самому а не тратить время на поиск того, кто может ее решить, то затем уже поздно это объяснять человеку. Он верит преподавателям, а не мне. Кто хочет решить проблему, тот ищет возможности, кто не хочет - причину чтобы ее не решать. Вот по моему опыть немцы ишут причину а не возможности...Опять же я отношу себя к людят достаточно требовательным не только к себе но и к окружающим меня коллегам. Я исхожу из того, что если даже я со своим опытом работы 3 года в автомобильной промышленности спобен это сделать, то немец работающий в ней 10 лет и больше тем более...Но когда приходит латыш для которого это первый проект и делает все лучше и быстрее чем немец, который в этой отрасли более 30 лет (есть тут один уникум - в сименсе работает кстати) то невольно задумываешься что с этим миром не так...