ну не могут дети в пубертатном периоде осознавать "Анну Каренину" или "Отцов и детей"
Не могут Толстого, Тургенева тоже. И Лермонтова не могут, и Островского. И тем более Достоевского. Или Пушкина могут? Пожалуй, что и нет, я Онегина вот только недавно осознал, как многослойный бульварный листок, написанный эталонным русским языком. А в школе его пихали, как "энциклопедия русской жизни", потому что так сказал Белинский и т.д. Нет там никакой энциклопедичности, есть стёб, великая игра слов, куча слоёв и подтекстов, пародии и анекдоты, но никак не энциклопедия. И если уж давали Белинского, то надо давать детям и мнение Пушкина о Белинском...
Это великая литература для взрослых, сложившихся людей. Детям не хватит жизненного опыта, чтобы это осознать. Детям это в 99% скучно и мучительно неинтересно. Если только препод не попадётся, который превратит всё это в интерес, но так бывает очень редко. В основном, к сожалению, литературу проходят. Догматично, без подтекстов, подробно разбирая сюжет, но забывая о величии людей и ничтожности ситуаций, которые эти сюжеты порождали.
Скажем, история Достоевского и написание "Преступления и наказания" детям понравилась бы больше, чем прочтение самого романа, но вызвало бы интерес и к самому роману тоже. Что написал человек, который получил деньги от издателя на роман, приехал в Висбаден и проиграл там всё, включая карманные часы, а потом, без денег, без еды, без света, работал над книгой, остро чувствуя весь ужас ситуации Раскольникова, готового убить из-за денег, может быть потому что и сам был готов тогда убить. Потому что он сам всю юность занимал копейки у процентщиц и наверняка у него в голове прокручивался такой вариант - взять и убить, чтобы не отдавать. И вот уже немного стало интереснее, а что ж его остановило? Так, детки, а не было ли у вас случая, когда вы хотели совершить преступление и не сделали этого, потому что задумались о последствиях? А может кто-то всё-таки совершил преступление? Напечатайте на компе, анонимно листочек вот сюда забросьте, а мы обсудим и потом проведём аналогии с романом, ведь там-то преступника поймали и осудили.
Суть литературы не в том, чтобы заставить прочитать, а в том, чтобы заставить осознать, для чего писалось, как писалось, и научиться писать самому. Развить в себе умения думать, размышлять, а может быть и философствовать, а не тараторить в чатике как из пулемёта смайликами.
Я категорически убеждён, что преподавание литературы в бывшем СССР велось не так, как надо, а история литературы в школе не преподавалась вовсе.
НО! Важное и напрочь сносящее все эти аргументы НО. Без того, чтобы "проходить" это в школе, невозможно как-то иначе дать шанс тем, кто потом в будущем возьмёт и прочтёт, узнать об этих произведениях и осознать их величину и объём.
Если в школах не будет Толстого и Достоевского, то кто там будет? Гарри Поттер? И кто будет тогда их читать в зрелом возрасте? И что будут читать взрослые, не узнавшие, что есть классика?
Яркий пример - западное образование. Ребята, я не раз, не два, не десять пытался говорить с коллегами о литературе. Там ноль на массу. В лучшем случае, они читают фантастику прошлых лет, может быть какие-то отдельные романы, но читать классику - нет. Ни в 30, ни в 40 не читают они ни "Унесённые ветром", ни "Американскую трагедию", я уж молчу про Гёте или ещё чего сложного. Они не знают своей собственной классической литературы, великой литературы западного мира совсем не читают. Развлекательное чтиво - это в лучшем случае. Обычно же - просто ничего. Одна книжка в отпуске, детектив, про тамплиеров, Браун или как его там? Зато - сериалы, футбол, кино...
Я до сих пор не встретил немца, который прочитал
Дзен и искусство ухода за мотоциклом — Википедия, хотя эта книга тут на западе в то советское время считалась культовой и во многом именно она отражает менталитет тех трудяг, которые построили известный нам западный мир, плодами которого мы тут теперь пользуемся. Даже когда я рассказывал о чём книга (ведь я умею интересно рассказывать), давал ссылку на неё - всё равно, не прочёл никто. Им трудно читать даже то, что ещё 40 лет назад считалось бестселлером и читалось запоем.
Как бы там ни было, я благодарен советской школе за то, что спустя 20 лет, но я вспомнил, что есть такие писатели, как Фёдор Достоевский, Лёв Толстой, Тургенев, Бунин, Чехов и прочие-прочие-прочие - и я читал их, перечитывал и продолжаю читать, и получать удовольствие.