Попробую суммировать мои изыскания.
Рассматриваемый вопрос:
Можно ли управлять ТС в третьей стране ЕС по росс/укр/бел/др ВУ, в случае, если прожил более 6 мес в ФРГ, но не получал национальное немецкое ВУ?
Лагерь "А". Нет, нельзя, т.к. обязан был получить национальное немецкое ВУ в ФРГ из-за приобретения постоянного местожительства (более 6 мес). Никакие другие ВУ, полученные в стране исхода, не котируются в любой третьей стране ЕС, см. утверждение выше.
Лагерь "Б". Можно, так как для третьей страны ЕС ты нерезидент, а турист (находишься на территории менее 6 мес), а значит имеешь право управлять ТС на основании ВУ страны исхода.
Лагерь "В". Зависит от местного законодательства третьей страны ЕС.
1. Венская Конвенция о дорожном движении 1968 года. extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://unece.org/DAM/trans/conventn/Conv_road_traffic_RU.pdf
ст. 41 ВОДИТЕЛЬСКИЕ УДОСТОВЕРЕНИЯ
2b. водительские удостоверения, выданные одной Договаривающейся стороной, должны признаваться на территории другой Договаривающейся стороны до момента, с которого данная территория становится обычным местожительством владельца удостоверения;
6b. Положения настоящей статьи не обязывают Договаривающиеся стороны:
признавать действительность национальных водительских удостоверений, выданных водителям, обычное местожительство которых в момент выдачи удостоверений находилось не на территории, где были выданы удостоверения, или которые перенесли свое местожительство после выдачи удостоверений на другую территорию.
ВЫВОД: Конвенция устанавливает правовую норму взаимного признания ВУ стран-участниц до момента, пока владелец не приобретет обычное местожительство на территории другой страны-участницы. Вместе с тем, страна не обязана признавать ВУ страны исхода, в случае ,если ее владелец перенес свое местожительство после выдачи ВУ в стране исхода на другую территорию.
Для примера возьмем РФ, ФРГ и Французскую Республику. Так как все они участники Венской Конвенции, то предположим, что ее принципы должны быть соблюдены в национальных законодательсвах каждой страны.
2. Директива ЕС 2006/26/ЕС Европейского Парламента и Совета от 20 декабря 2006 в отношении водительских удостоверений.
eur-lex.europa.eu
ст. 12. Обычное местожительство
Для целей настоящей Директивы «нормальное местожительство» означает место, где лицо обычно проживает, то есть не менее 185 дней в каждом календарном году, в связи с личными и профессиональными связями или, в случае лица, не имеющего профессиональных связей, из-за личных связей, которые показывают тесную связь между этим лицом и местом, где оно проживает.
Однако обычное место жительства лица, чьи профессиональные связи находятся в другом месте, чем его личные связи, и которое, следовательно, проживает в свою очередь в разных местах, расположенных в двух или более государствах-членах ЕС, считается местом его личных связей, при условии, что такое лицо регулярно туда возвращается. Это последнее условие не обязательно должно быть выполнено, если лицо проживает в государстве-члене ЕС для выполнения задачи определенного срока. Посещение университета или школы не влечет за собой смену обычного места жительства.
ст. 11 Различные положения, касающиеся обмена, изъятия, замены и признания водительских удостоверений
6. Если государство-член ЕС обменивает водительское удостоверение, выданное третьим государством, на водительское удостоверение образца Сообщества, такой обмен регистрируется в водительском удостоверении образца Сообщества, как и любое последующее продление или замена.
Такой обмен может произойти только в том случае, если водительское удостоверение, выданное третьей страной, было сдано компетентному органу государства-члена, осуществляющего обмен. Если владелец этого водительского удостоверения переносит свое обычное место жительства в другое государство-член, последнему не нужно применять принцип взаимного признания, изложенный в статье 2.
ВЫВОД: При переносе владельцем своего обычного местожительства из ФРГ во Францию, т.е. после постоянного нахождения на ее территории более 185 дней в каждом календарном году, Франция не обязана признавать ВУ ФРГ, которая выдала его взамен ВУ РФ.
По этой логике можно предоположить, что нахождение владельца на территории Франции менее 185 дней в году позволяет пользоваться как ВУ ФРГ, так и ВУ РФ, так как они оба взаимопризнаются Французской Республикой на основании Конвенции 1968 года. однако, в силу п. 6 ст. 11 Директивы сказано, что при обмене ВУ РФ на ВУ ФРГ, компетентный орган ФРГ обязан изъять у владельца его ВУ РФ, т.к. у владельца не может быть на руках сразу 2 и более ВУ разных стран. Это также следует и из п.5 ст.7 Директивы
5. |
(а) | Ни одно лицо не может иметь более одного водительского удостоверения |
|
Однако, из этого также может следовать, что если владелец ВУ РФ не захотел/не смог подаваться в компетентный орган ФРГ для замены его ВУ РФ на ВУ ФРГ, то он имеет на руках одно действительное ВУ, а именно ВУ РФ, по которому может управлять ТС на территории Франции менее 185 дней в году.
Также, следует отметить, что Директива ЕС устанавливает взаимоотношения стран-участниц ЕС между собой, т.е. взаимоотношения ФРГ и Франции, а не Франции и РФ, как пример.
Также я пролистал положения Закона ФРГ о безопасности дорожного движения - Straßenverkehrgesetz с целью найти какие-нибудь положения, касающиеся признания, или действия должностных лиц при проверке ВУ стран, которые выдали их взамен третьих стран, но ничего, кроме положения, что национальное ВУ может быть выдано соискателю только когда он приобрел свое обычное место жительства в ФРГ в соответствии с положениями Директивы ЕС 2006/126, нет. Т.е. это также косвенно говорит о том, что ФРГ прямо не запрещает перемещаться по своей территории с ВУ третьей страны, даже если их владелец более 185 дней проживает в другой стране ЕС.
П.С. не претендую на достоверность и правильность изысканий.