Привет всем! Я исследовал в меру своих способностей все возможные схемы работы на иностранную компанию удаленно в период этих ограничений на моем примере (читайте выше). Я консультировался с налоговым и бухгалтерским экспертом ,также посещал ФНС сегодня. Поделюсь результатами, возможно это будет полезно для остальных.
Существуют три опции, начну от простого к сложному.
Начальные условия, которые были (и есть) у меня:
- На руках подписанный трудовой договор
- Подтверждение немецкого работодателя устно, что они в любом случае считают меня своим сотрудником, даже если я буду работать на них удаленно из РФ, и не до конца трудоустроен на них из-за невозможности оформить недостающие документы, типа налогового номера и проч.
- Оформленные социальное и медицинское обязательное страхование
- Поданные документы на визу типа Голубая Карта + все необходимые письма для Посольства, что я важен для работы в компании именно на территории ФРГ, а не удаленно из РФ.
Опция 1 "Получения физлицом-резидентом РФ дохода из-за рубежа".
Как оказывается, эта опция абсолютно легальная с т.з. ФНС. Суть: компания начисляет мне зарплату-нетто (за вычетом немецких налогов и некоего маленького буфера) на валютный счет в евро в российском банке ежемесячно. Я все еще являюсь налоговым резидентов РФ (предывал в РФ в течение последних 183 дней этого календарного года) ,поэтому я должен буду заплатить НДФЛ 13%
самостоятельно, подав в следующем году обычную 3-НДФЛ декларацию, приложив распечатки счетов из банка о зачислении средств. Я, конечно, могу и не подавать, но ФНС все равно узнает о моих доходах ,т.к. у них налажено информирование с банками о поступлении средств на счет из-за рубежа. Подавать декларацию нужно до 30 апреля 2022 года ,а уплатить налог до 15 июня 2022. Есть допусловие: для тех, у кого ежегодный доход превышает 5 млн руб, то они платят 15% НДФЛ с суммы превышения. Это нововведение ввел наш президент в прошлом году в первую волну, когда все сидели по домам.
Все просто ,чисто и понятно, и главное - легально. Плюсы в том ,что не нужно вообще ничего где-то оформлять, я физлицо ,а не ИП или самозаянтый. Минус - в уплате 13% НДФЛ, однако, я знаю, что между ФРГ и РФ действует межправительственное соглашение об избежании двойного налогообложения. Вот ссылка на него
http://www.consultant.ru/cons/cgi/o...0568&rnd=0.6826802284435063#08152267505940831
Я тут не эксперт, но возможно и 13% не нужно платить ,т.к. уже мой работодатель заплатил немецким налоговикам НДФЛ. Т.е., чисто теоретически, можно просто подать нулевую 3-НДФЛ. Есть ли тут эксперты, кто смог бы подтвердить такое предположение?
Опция 2 "Оформление ИП для расчетов с иностранным контрагентом".
Суть: я оформляю ИП ,подписываю договор оказания услуг с немецкой компанией, и начинаю выставлять им счета за оказанный мною услуги с территории РФ. Они эти счета мне оплачивают, что и является моей зп.
Тут есть свои плюсы, но есть и довольно существенные минусы. Из плюсов: немцы будут перечислять мне зп брутто, т.е. без вычета немецких налогов, что очень приятно
, а здесь в РФ я как ИП буду платить всего 6% от полученной суммы (при условии офоррмления упрощенной системы налообложения). На руках может оказаться очень прятная по российским меркам сумма, однако дадее идут существенные минусы:
- Зарегистрировать ИП нужно или у нотариуса (если нет квалифицированной электронной подписи) (это дороже) или через личный кабинет ФНС (но нужна ЭП) (это дешевле на стоимость услуг нотариуса)
- необходимо будет оформить виртуальную кассу ,чтобы выставлять чеки за услуги и оплачивать ее содержание
- уплата страховых взносов в фонды соц и пенсионного страхования. Примерно 43.000 руб ежегодно. Если ИП открывать меньше этого срока, то там нужно высчитывать сумму дополнительно
- если сумма дохода выще 300.000 руб в год, то в ПФР нужно дополнительно отчислять 1% от суммы превышения
- еще есть какие-то патенты, мол можно купить патент. и тогда ,возможно, там можно не платить какие-то налоги. Но я не разбирался с этим.
- Оформление всех счетов и актов приема-сдачи работ только на русском. Поэтому с немцами надо будет согласовывать русские варианты бухгалтерской документации, которые только они имеют силу в РФ.
- Ну и самое главное ,и это вишенка на торте: т.к. немецкая компания не имеет представительства в РФ (нерезидент РФ) ,то я должен за нее платить НДС за каждый полученный мною доход. То есть ко всем этим отчислениям еще сверхк платить +20% за каждый выставленный счет. А это значит, необходимо ежеквартально еще и дополнительно сдавать в ФНС счет-фактуры за оказание услуг
И все это ради 2-3-4 месяцев. А потом нужно еще будет закрывать ИП. Сначала подать заявление в ФНС, они будут делать проверку в течение 1-3 месяцев все ли налоги уплачены. Ну и подача всей этой налоговой отчетности должна быть в установленные законом рамки.
Опция 3 "Оформление самозанятым для расчетов с иностранным контрагентом".
Тут схема почти та же ,что и с ИП ,только оформляемся как самозанятый. Статус самозанятого отличается от ИП в общем то тем ,что работаешь только сам на себя (у тебя не может быть нанятых людей), ты оказываешь или услуги ,или производишь какие-то продукты непромышленных масштабов. Но и ежегодный доход не может быть выше 2.400.000 руб.
Льготы по статусу самозанятого - не нужно оформление онлайн-касс, не нужно платить взносы в фонды ПФР или соцобеспечения. Но все остальные условия сохраняются, в т.ч. и оплата НДС +20%. Еще минус самозанятого в том ,что он социально незащищен
пенсия у него законодательно будет только страховая часть (без накопительной) и медицинской страховки не будет. Конечно, он вправе оформить взносы и в ПФР или НПФ ,и в ДМС из своих личных средств
Такие дела. В общем ,я выбрал первый вариант, думаю на период 1-2-3 месяца он самый правильный, даже если мне и придется в итоге платить 13% российскому государству, и возможно что-то передекларировать в немецкой ФНС, когда я стану там резидентом.